Войти Регистрация

Агыбай батыр

Агыбай батыр Конырбайулы – легендарный воин казахского народа,  один из руководителей восстания против колониальной политики. Искусно владел верховой тактикой ведения военных действии, дальновидный полководец.

  • Биография
  • По легенде

Агыбай родился в 1802 году в ауле, расположенном у подножия горы Улытау Карагандинской области. Он происходит из рода шубыртпалы племени аргын среднего жуза. По воспоминаниям современников, мать батыра, Койсана, происходит из влиятельного племени среднего жуза – таракты. Она была видной женщиной, крупного и сильного телосложения, дочерью верного друга и знаменосца Абылай хана батыра Наймантайулы Байгозы. От нее и мальчик унаследовал двухметровый рост, широту плеч, недюжинную силу и выносливость. С 12 лет Агыбай остался без отца. Впервые батыр взял в руки оружие и искусно отличился его боевым владением на резвом скакуне с 13-летнего возраста.

Юноша видел налеты на мирные аулы, жестокий гнет степных феодалов — подданных Российской короны, издевательства над местным населением. Все это стало причиной восстания в 1824 году в Каркаралинском регионе, в котором батыр принимал активное участие против колониальной политики России. Агыбай создал свою верховую тактику ведения военных действий, за что в народе его прозвали  «Акжолтай батыр», его имя служило девизом. Воины вместе с именем Абылая имя Агыбая превратили в боевой клич. 

Агыбай батыр участвовал в налаживании посольских отношений с тюркоязычными народами для объединенной борьбы против политики царизма. После того, как султан Касым погиб, воины во главе с Агыбаем разгромили узбекское войско у реки Шу, чем ослабили влияние узбеков в Туркестанских краях. В период 1826-1849 годов воины Агыбай батыра неоднократно выходили победителями в боях против регулярных войск Российской империи. Они совершали нападения на военные укрепления – Каркаралы, Актау, Акмола. Также происходили бои вдоль рек Иргиз, Тобол, в Кокшетау, Кызылжаре, которые нередко заканчивались победой казахских воинов.

Агыбай батыр показал особую доблесть в боях против киргизского манапа Ормана. Также он принимал участие и в обороне Туркестана, оберегая гробницу Ахмеда Яссауи. Много позже в Южном Прибалхашье Агыбай вел просветительскую деятельность, построил мечеть, у него было две жены и четверо сыновей.

По легенде, когда собирались казнить Кенесары хана его последними словами были: «Сарыарқадай жер қайда, Ағыбайдай ер қайда?».

Пос­ле смер­ти Ке­неса­ры ха­на Агы­бай ба­тыр про­дол­жал во­евать под командовани­ем Сыз­дык то­ре с рос­сий­ски­ми ко­лони­зато­рами. До 1849 го­да он со сво­им от­ря­дом на­падал на рос­сий­ские кре­пос­ти.

В преклонном возрасте Агыбай жил уединенно, проводил время на охоте, занимался земледелием, и ушел из жизни в 1885 году в местечке Тасарал возле озера Балхаш.

Жизнь Агыбая, полностью отданная борьбе за независимость казахского народа, нашла отражение в творчестве историков и писателей. Сведения о батыре хранятся в архивах Оренбурга, Омска и других городов России, не говоря уже об отечественных исторических музеях. В романе И. Есенберлина «Кочевники» описаны практически все боевые действия, в которых участвовали хан Кене и Агыбай батыр. Писатель четко описал, как они брали крепости Актау, Ортау, Акмолинскую крепость, как воевали с Кокандским ханством, освобождая Мерке, города, основанные у реки Сырдарьи. Примечательно, что и у французского писателя Жюля Верна есть произведение «Хан Кене», героями которого являются Кенесары, его брат Наурызбай батыр и другие батыры, где Верн преподнес свое видение жизни кочевников. В XIX веке книга была доступна лишь на французском языке, в XX веке появилась и на русском. Выдающийся казахский ученый А.Бокейханов в 1914 году в Казани опубликовал книгу об Агыбай батыре «Қызыл қайнар Тектұрмас». В 30-е годы С. Сейфуллин написал роман «Акжолтай батыр», который был уничтожен в годы репрессий. М. Ауэзов в книге «История казахской литературы» знаменитому батыру отвел целую главу. И. Байзаков посвятил ему поэму. В известной монографии доктора исторических наук, профессора Е.Бекмаханова красной нитью проходит героическая личность Агыбай  батыра в контексте исторических событий ХІХ века.

В 1992 году в городе Жезказган Карагандинской области на республиканском уровне праздновалось 190-летие Агыбай батыра, а в 2002-м году — 200-летие в городе Балхаш. Имя легендарного героя отныне увековечено в истории и в памяти народа.

По легенде перед смертью Агыбай батыр указал место недалеко от гор Тайаткан и Шунак и сказал, что после его захоронения придут люди и сами построят могилу. Однако пос­ле смер­ти батыра его потомки написали письмо царю с просьбой разрешить захоронить прах ба­тыра в мав­зо­лее Ход­жа Ах­ме­да Яссави в Тур­кеста­не, но примерно через год пришел отказ от рос­сий­ских влас­тей и он был по­хоро­нен в мест­нос­ти Тайат­кан-Шу­нак на гра­нице Са­ры­ар­ки и Бет­пакда­лы. После того, как его прах предали земле, когда по этому поводу давали Құдай тамақ (обед на котором присутствуют все, кто участвовал в захоронении) пришли люди в шапанах и построили за 40 дней могилу батыру, после этих людей никто и нигде не встречал. На каждом кирпиче, которые были сделаны имеются арабские надписи «Ағзам». Известно, что такие же надписи существуют лишь в некоторых местах нашей планеты. Никто из людей на земле не может прочитать эти надписи, по этому поводу даже приезжали арабы и сказали, что каждый из этих символов, а их 8, несет в себе смысл целой книги и все эти восемь символов в совокупности раскрывают смысл и сущность всего мироздания.

Введение