Войти Регистрация

Абылай хан

Абылай хан 18-ый хан Казахского ханства,  родился в 1711 и умер в 1781 гг.  Один из великих ханов в истории  казахской Орды. Его предок основоположник Ак-Орды, Орда Эджен. Так же Абылай прямой потомок Урус-хана, Барак хана, аз Жанибека. Сам Абылай хан дедушка уникальной личности в истории казахского ханства Кенесары хана.

  • Биография
  • Книги
  • Статьи
  • Суреттері
  • Видео

Абылай хан (настоящее имя Абилмансур)

Выдающийся государственный дея­тель, храбрый полководец и даль­новидный политик. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа.

Абылай пятый потомок хана Жангир. У Жангир хана были 2 сына – Уалибакы и Тауке. Когда умер Жангир хан на трон сел его сын Тауке. Обиженный Уалибакы уехал к родственнику матери, к хану Кайып, властвовавшим в то время в Ургенши.

Сын Уалибакы Абылай был очень сильным, мужественным батыром, когда он выходил один на один соперники не выдерживали, и Абылай выходил победителем. Его прозвали кровожадный Абылай. У него рождается сын – красавец Уали. У этого красавца Уали родился сын, которого назвали Абилмансур (позже стал ханом казахов Абылай). В тяжелейшие  времена для нации «ақтабан шұбырынды» оставшись сиротой маленький Абилмансур попадает в руки Толе би. Глядя на обросшего, худощавого Абилмансура Толе би называет его «Сабалак» и отправляет  пасти верблюдов. Так же Абилмансур пасет табуны лошадей Абилмамбет торе. Если сослаться на высказывание Ш.Уалиханова, в это время Абилмансуру было около 13 лет. Огромную роль в его воспитании играет Толе би. Он вобрал в себя мудрость и ум казахской степи, способности властвовать и видя в молодом человеке ум, мужество, резвость, умение быстро принимать единственно правильное решение Толе би потихоньку готовит его руководить, дать отпор напавшим, и в дальнейшем планирует использовать его, как батыра, как высокопрофессионального воина, в борьбе казахского народа против джунгар.  Тем более, что с детства, оставшись сиротой он испытал много лишения и это тоже помогло ему быстро взраслеть и участвовать в жизни народа. Судя по устному творчеству того времени, так же устной литературе Бухар жырау и Умбетей жырау, уже в двадцать лет Абылай участвовал в битвах и слыл батыром, которого никто не мог победить. Доказательством тому песня Бухар жырау: «Ты уже в 20 лет, сидел на Золотом троне, как Белый сокол»…

Агрессия джунгар

В одном из боев неизвестный воин вышел один на один с калмақским известным батыром Шарыш, близким родственником контажы Калдан Серена и убивает его. После этого боя об Абилмансуре заговорили как о настоящем батыре. В бой Абилмансур ринулся с именем деда Абылая, у него на устах «Абылай! Абылай!» звучал как клич к бою, к победе. После удачного, завершившегося победой боя, Абилмансура возносят Султаном Среднего жуза. Тем более его признают одним из авторитетных повелителей казахской степей и называют его Абылай, позабыв настоящее Абилмансур…

Судя по историческим данным в период 1730 по 1733 годы между войсками Среднего жуза и джунгарами были большие бои, в которых участвовал Абылай. И всегда побеждал. Даже в китайских источниках приводятся такие данные:  «В 1733 году  между казахами и калмаками был большой бой, выиграли бой казахские войска, особенно отличился батыр по имени Абылай». В боях, которые прошли в 1730-1740 годах  особенно проявились качества Абылая, как предводителя,  как отважного, мужественного, выносливого, умеюшего руководить военначальника. Об одном таком длительном бое поется в песнях Бухар жырау: «Ты бился с Калденом семь дней подряд, пока не победил его…». Вместе с Абылаем в боях участвовали великие батыры – Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Каракалпак Кылышбек, Шапырашты Наурызбай, и др. И это показывает Абылая еще как мудрого руководителя, сумевшего объединить все три жуза казахов в единое. С годами в данном племени внук Тауке хана Абилмамбет хан передает власть в руки Абылая, довольствуясь ролю советника и старшего брата. И даже этот поступок Абилмамбет хана показывает насколько мудрым, дальнезорким он был. В конце 30-х годов XVIII века наравне с именем Абилмамбет хана называлось имя Абылая. Русский историк  Левшин А.И. в своих исследованиях писал так: «1739г. В Среднем жузе вместо Самеке хана, еще до выборов правили совместно Абилмамбет хан и Абылай». И данную версию потверждал Ш.Уалиханов.

Как Абилмансур стал называться Абылаем

В 1723 году правители с бесчисленными джунгарскими войсками вломились на казахские земли и начали все на своем пути крушить, превращая в руины. Данный период казахскому народу известен под названием  «актабан шубырынды, алка  кол сулама». В этот момент  Абилмансуру всего было 12 лет. И он вместе со своим народом испытал все тяготы той голодной, нищенской, лишенных самого необходимого жизни. В тот самый период Абилкайыр надеясь на поддержку Россииской империи выходит на связь с ними, и это очень сильно подрывает воинственный дух сарбазов. В стране развивается вражда между семьями, между родами и начинается общий разлад. Зная все трудности казахов-сарбазов и всей нации джунгары делают все, чтобы сломать боевой дух и унизить наших сарбазов.  И в очередной раз когда джунгары выходили один на один с нашими батырами, естественно, что джунгары выбирали кто из казахов должен выходить на бой. А они выбирали соперника послабее своих батыров, чтобы поднять боевой дух своим джунгарам, и наоборот,как можно больше оскорбить и унизить наших воинов. Ведь проигравший не мог смотреть в глаза своим сородичам, от стыда готов был провалиться сквозь землю. В 1731 году в одном из таких поединков  джунгары выдвинули близкого родственника Қалден хана, знаменитого батыра Шарыш. Неожидавшего такого поворота дел казахское войско осталось в замешательстве. Наступила пауза. Зная батыра Шарыш в боях никто неосмелился выйти против.  И Шарыш батыр пользуясь наступившей паузой закричал: «Выводите самого сильного батыра, в противном случае вы как проигравшие склоняете свой флаг!». И в это время не выдержав оскорблении, унижения своего народа Сабалақ просит разрешения на бой у Абилмамбет хана и выходит на бой.  И с криком «Абылай! Абылай!»  сразу бросается на батыра джунгар и на поле битвы отрезает ему голову. И снова с криком «Враг бежит! Враг бежит!» бросается на джунгарские войска. Воодушевленные казахские сарбазы как один с ходу нападают на джунгар. Джунгары в состоянии шока – лишились своего батыра,  а тут нападение такое мощное и то ли от неожиденности, то ли действительно испугавшись джунгары побежали кто куда… Наконец все стихло, казахский народ ликовал. Сабалақтан хан Абулмамбет хан спрашивает у Сабалака: «Почему кинулся на врага с именем Абылай»? Сабалақ отвечает: «Мое имя Абилмансур, но я внук кровожадного Абылая! На войне мой дед добивался победы не раз, поэтому подумал, может мне тоже путь деда повторить надо!». Тогда Абилмамбет хан там же, при всем народе дает ему имя Абылая и собрав из трех жузов 90 человек едут к Жанибеку и получают его благословение…

Внешняя политика во время ханства

1738-1741 годы  казахское войско под руководством Абылая  несколько раз ударли по джунгарским завоевателям. В 1742 году вследствиии внезапного нападения джунгар Абылай  попадает в плен. Попадение в плен самого активного, мужественного организхатора-воина в борьбе с ойрат вызовет  в казахском обществе беспокойство, что высвобождение Абылая неизбежно станет большим политическим актом.  В исторических пениях в стихах говориться, что Толе би и Абилкаир хан от имени  казахских правителей  обратились в Оренбургскую  администрацию с просьбой содействия в освобождении Абылая.  Этот факт подтверждается перепиской Оренбургского губернатора того времени И.Ш.Неплюева и Абилкайыр хана, которые ведут переговоры с джунгарами. И в 1743 году 5 сентября Толе би с 90 человек послами из трех жузов ведя переговоры освобождает Абылая из плена. И в то же время И.Ш.Неплюев опасался, что казахи и джунгары придут к согласию и объединятся. Об этом он пишет в коллегию по иностранным делам.   Власть Абылая усилилась в 1744 годах, в связи с отъездом  Абилмамбета в Туркестан.

Абылай, будучи дальновидным политическим деятелем, эффективно воспользовался дипломатическими методами, чтобы народ измученный, ослабленный протяженными военными действиями мог перевести дух, собраться силами.  В связи с этим Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абилмамбетом, и еще 120-ю старшинами прибывает в Оренбург, для заключения договора «о том, что они находятся под заботой русского правительства».  Одновременно с этой дружбой с русскими, с целью сохранения единства казахского ханства, не потерял теплых отношении с китайской империей Шын и отправил и в Петербург, и в Пекин своих послов. А разногласия между Россией и Китайем успешно применял для интереса казахского ханства. В 1745 году после смерти Калдан Серена  среди джунгарских повелителей началась долгая борьба за трон и их войско ослабло так же потеряв свою воинственность, а Абылай очень успешно пользовался данной ситуацией для того, чтобы вернуть временно завоеванные джунгарами казахские приграничные земли себе.

Абылай стоял за единство и ничего не делал,  подрывающего независимость, целостьность казахского народа и  придерживался самостоятельной  внешней политики.

В 1745 году в Среднем жузе имена Абулмамбет хана,  Абылая и Барак султана назывались вместе, то где через 3-4 года ситуация принципиально изменилась, и в августе 1749 года на встрече с Неплюевым Жанибек тархан говорит: «в Среднем жузе хан Абулмамбет проживающий в Ташкенте, от управления страной отстранился, но находится в бегах за злодеяния кторые совершил. Поэтому единственный правитель это Абылай султан».

В письменных источниках того времени четко указывается, что  Абылай вел постоянную войну против завоевателей. Доказательством тому могут служить те факты, которые показывают, какие битвы велись в период с 1752 года по 1770 годы. Абылай имея почти в пять раз меньше сарбазов. Чем джунгары вступал в битву и бились его люди до полной победы, без перерыва на отдых. И это показывает какие выносливые, отважные были сарбазы Абылая. В короткие  дни отдыха сарбазы так же вели подготовку военным действиям. Еще один яркий пример мужественности, отваги сарбазов Абылая, он  численностью в 1700 человек в апреле  1754 года принимает бой 10 000 войском калмаков на берегу реки Каратал.  Неравный и продолжительный бой завершился в ничью. А в июле того же года Абылай с войском в 4000 человек нападает на джунгаров, и кроме другой добычи берет в плен 3000 джунгаров. Таким образом Абылай показыает врагам, что и мы можем нападать, и совершать набег,  но мы народ мирный, и не хотим кровопролития. Так же действуя мудро Абылай у себя дает пристанище некоторым своим врагам, которые на тот момент скрываются от других. Тем самым разжигая межусобную войну внутри племени, что на руку Абылаю, что бы легко вернуть земли, недавнем прошлом захваченные джунгарами, но издревне принадлежащих нашим предкам.  И в этих войнах Абылай воевал вместе с батырами Кабанбай, Богенбай, Жанатай, Керей Жанибек, Отеген, и др.  А в 1757 году, когда Абылай с войском численностью 6000 человек  принял бой с 40 000 войском Китая, после продолжительных, изнурительных боев китайские правители просят Абылая о примерении. На что Абылай отвечает отказом: «Сами начали войну, внезапно напали на нас. Теперь условия ставим мы…».  Данный факт еще раз показывает насколько мудрым, умным военначальником был Абылай. Ведя бой с многочисленным врагом, превышаюшим почти в 7 раз, его войско заставляет врагов встать на колени.

Так же в 1755-1765 годах Абылай идет в военный поход для того чтобы вернуть исконно казахские земли. Таким образом он возвращает левобережье реки Иль, полностью окресности реки Шу, и сегодняшнего дня сохраненные границы, от Нарынколя до Кордая.

Последние 15 лет жизни Абылай провел в борьбе против ханства Средней Азии. Итог данной кропотливой борьбы в 1765-67гг.  с  правителем  Коканда  Ерденбеком города Туркестан, Сайрам, Шымкент снова перешли в распоряжение казахского ханства, а Ташкент платил казахскому ханству поборы. Двухсотлетняя освободительная борьба казахского народа против джунгарского нашествия  в сознании народа сохранилась последней битвой , которая была в 1771 году  под названием «пыльный поход» .  Это было резкое переселение джунгаров с побережья Волги (170 — 180 тыс. человек; 40 тысяч войска) через казахские земли к предыдущему месту своего проживания.  Но войска младшего жуза под руководством хана Нуралы нанесли  первый удар  на берегу реки Жем. Уже приблизившись Балхашу джунгары попали в окружение большого войска, которым руководил  Абылай.  И джунгарское повелители во главе Убашы и Серен отправляют Абылаю послов с просьбой о примирении, о готовности принять подданство всем народом, которые подвластны им. Но Абылай как дальневидный повелитель отказывается от данных предложений и создает условие для нормального, свободного возвращения людей, испытавших на себе тяготы поверженных, на свои земли, к своим семьям. Предвидя в дальнейшем добрососедские отношения с южным соседом, так как уже планировал освобожденные от джунгаров южные земли заселить казахскими аулами, что бы были исконно нашими.

Абулмамбет-хан умер в 1771 году, достигнув преклонного возраста. По сложившейся традиции  ханом Среднего жуза должен  быть один из братьев Абулмамбет хана, либо старший сын Абулмамбет хана Абилпеиз.  Однако, представители  султанов, старейшин и по согласию самого Абилпеиза, ханом всех трех жузов – Великим ханом Казахской Орды выбирают Абылая.

Абылай хан вел соответственную геополитическому положению страны, расположенной между  империями России и Китая, политику. Даже в тот период когда войска Китая  вынудили джунгар перейти к обороне, а затем уничтожили и стремясь попасть в Среднюю Азию и Казахстан, Абылай хан провел переговоры с Ахмад шаһы Дурранимен, шахом Афганистан и призвал к единству все мусульманские страны Средней Азии. Намеревался отправить людей в посольства Турции. И когда  отношения с Китаем улучшились, возросла проблема о вхождении в подданство России и опять Абылай хан своей мудростью и дальневидностью соблюдал дистанцию с русскими. Даже в 1779 году не приняв приглашения администрации Петропавловской крепости, которое было сделано от имени царя, для приема ханских штандартов.  Во время пугаческой  войны, Абылай хан с 3 тысячным войском нападал на русские крепости, которые назывались «поясом скорби».

Абылай хана знали как великого полководца, мудрого и дальневиднего политика, умного и терпеливого повелителя. Но  наряду с этими качествами хан Абылай великолепно владел домбырой и как свободный духом настоящий казах сочинял и был талантливый кюйши. Это ему принадлежат кюи «Ақ толқын», «Ала байрақ», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Қоржынқақпай», «Майда жел», «Сары бура», «Шаңды жорық» и др. Вся жизнь Абылая  проводит в походах, в седле.  Абылай хан скончался на берегу реки Арыс, ЮКО. Похоронен Абылай хан в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмед Яссауи  в коридоре между  Кабырханом и  Аксарай. После смерти Абылай хана от его 12 жен остались 30 сыновей и 40 дочерей. В памяти казахского народа Абылай хан сохранился как неутомимый деятель, смелый полководец, талантливый дипломат. Его имя стало девизом, символом независимости.

Великие заслуги Абылай хана в сохранении независимости казахов

«В плену у китайцев петли тугие, а у русских – путы широкие».

(казахская пословица).

Абылай хан – исторический деятель, боровшийся за свободу и независимость казахского народа, целостность его территории, выступивший против присоединения Казахстана к России. Однако он прекрасно понимал, что для открытой вооруженной борьбы у казахов нет достаточных сил. Он предвидел, какую опасность представляют для независимости казахов многочисленные русские военные крепости, число которых возрастало. Поэтому, видя все это, Абылай каждый раз писал российским властям, комендантам крепостей письма-протесты. Абылай был очень искусный дипломат, поэтому он никогда не шел на столкновение с Россией. Он старался защитить местное население от произвола казачьих войск, призывал казахов учиться у русских земледелию.

Добившись власти в двадцать лет, на протяжении всей жизни Абылай хан прилагал  все усилия для объединения казахов. Он считал, что единственным путем сохранения независимости казахского народа является создание хорошо вооруженной и боеспособной армии.

Абылай был государственным деятелем национального масштаба. Будучи в звании султана, фактически стал ханом Казахского ханства. По словам Чокана Валиханова, «уже в 1739 г Абылай стал самым влиятельным среди правителей Среднего жуза».

По традиции до этого времени ставка великих ханов находилась на территории Старшего жуза. Когда Абылай стал правителем Среднего жуза, бии и батыры во главе с Казыбеком  пришли к единому мнению о необходимости перенесения ханской ставки на территорию Среднего жуза, которому больше всех угрожала опасность джунгарского нашествия, с тем чтобы великий хан в качестве главнокомандующего мог осуществить непосредственное руководство боевыми действиями. Получив согласие и благословение Толе, главного бия Старшего жуза, Абылай хан переводит свою ставку на территорию Среднего жуза – в район Кокчетава.

Абылай ставил своей главной целью создание единого и сильного Казахского ханства. Неоднократно созывались все казахские курултаи, где рассматривались и решались вопросы войны и мира, распределения кочевий и пастбищ, торговли и дипломатических отношений с соседними государствами. Решение курултаев отвечали интересам всех граждан трех жузов, всего казахского народа, в них проявлялись мудрость и дальновидность Абылая, который сумел направить интересы народных масс и ханской власти в единое русло.

Абылай спас казахский народ от уничтожения, сохранил его территориальную целостность. При его правлении царская Россия, Китай, Джунгарское, Бухарское и Хивинское ханства были вынуждены считаться со страной казахов, устанавливали с ней добрососедские отношения. Россия и Китай – два великих соседа казахов – признали возросший авторитет Абылая. Одна сторона отправила ему специальный документ о признании его ханом казахов, а другая сторона присвоила ему княжеский титул.

В середине восемнадцатого века Абылай уделяет серьезное внимание налаживанию торговых связей и с Западом, и с Востоком. В результате увеличился обмен меновой торговли между странами – соседями. В Оренбурге, Семипалатинске, Приуралье были открыты меновые дворы для торговли со степняками. Вдоль левого побережья Иртыша протянулась караванная дорога в Китай, названная в народе «дорогой Абылая». Был заключен первый в истории договор о торговле между Казахским ханством и Китаем. Все эти меры Абылай хана способствовали улучшению добрососедских отношений с другими странами.

Абылай хан был очень умным, дальновидным человеком. Узнавая все больше о таких великих людях, я горжусь, что живу в таком государстве.

Хан Абылай и его место в истории казахского народа Аблай=Абылай=Абилмамсур, сын султана Среднего жуза Вали, из младшей линии Чингизидов. Его дед, тоже Абылай, был владетелем города Туркестана, прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Кан-ишер (кровопийца). В 13 лет Абылай лишился отца, убитого во время междоусобиц, рано поступил на службу. Сумел проявить отвагу блестящий ум, сметливость. С 15 лет активно участвует в борьбе казахов против иноземных захватчиков. Абылай понимал, что главный враг Казахстана – джунгары, поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию. В 1748 году хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай присягнули на верность России, но большая часть степей жуза сохранила обособленность от России. Между тем были решены некоторые вопросы: расширение казахско-русской торговли, обеспечение безопасности русских караванов и другие. Абылай смог значительно ослабить военное могущество Джунгарского ханства. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханов. После разгрома джунгар китайцами угроза Казахстану с этой стороны отпала. Над независимостью Казахстана навила новая угроза – со стороны Маньчжуро-Цинской империи, что побудило Абылая в 1756 году присягнуть на подданство Китаю при сохранении подданства России. Велика заслуга Абылая в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Абылай восстановил территориальное единство казахских земель. Главная цель Абылая – обеспечение независимости Казахстана в условиях двойного подданства. Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал усилия с целью возвращения казахских земель в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан. Стремился разрешать спорные моменты мирным путем. Казахи наладили торговую связь с Кашгаром, Яркендом, выступали посредниками в торговле с российскими купцами. В 70-е годы XVIII века Абылай нанес ряд поражений властителю Ходжента. Ташкент платил казахам дань. Туркестан, Шымкент, Созак перешли под власть Абылая. В 1771 году после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета Абылай был избран казахами ханом всех трех жузов, но правительство России утвердило его только ханом Среднего жуза (24 мая 1778 года). Разделив свое владение между наследниками (у него было 30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд преобразований по управлению Казахских ханством. Формой правления было единовластие, во главе улусов стояли наиболее близкие преданные султаны. Абылай ограничил биев в решении судебных дел, создал боеспособную армию, поощрял развитие земледелия. Много сделал для развития материальной и духовной культуры казахского народа. Был почитателем казахской народной музыки. Сам создал несколько кюев, которые к сожалению не сохранились. Осень 1781 года умер и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане.

  Абылай хан соврменники и наследники

Автор: Кадыржан Абуев

просмотреть книгу

  Абылай хан

Энциклопедия

просмотреть книгу

 
А.Кленов. Горы Бурабай Посмотреть Абуев Қ. Абылай хан. Человек - эпоха Посмотреть Азия-пресс. Гордое имя на карте области Посмотреть Ахметов Ж. Абылай хан геополическая и геостратегическая миссия Посмотреть Бектур Кадыров. Хан Абылай воин и дипломат Посмотреть Г. Тулегулов. Абылай Посмотреть Галина Савенкова. Абылай - хан. Взгляд через столетия Посмотреть Галина Савенкова. Взгляд через столетия Посмотреть Григорий Шишкин. Письмо полковника Павлуцкого Абылаю Посмотреть М.Магауин. Абылай-Бахадур хан Посмотреть Раушан Шулембаева. Тайна сабли хана Абылая Посмотреть С.Смагулов. Отражение в керамике Посмотреть С.Смагулов. Торжества в урочище Ак-каин Посмотреть Ч. Ташенов. Абылаю - 280 лет. Раздолье праздника Посмотреть

 

Введение