Войти Регистрация

Мағжан Жұмабаев

Магжан Жумабаев (25 июня 1893, урочище Сасыккуль, Сарыайгырская воласть, Петропавловский уезд, Акмолинская область, Российская империя — 19 марта 1938, Алма-Ата, Казахская ССР) — казахский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы

  • Биография
  • Книги
  • О нем
  • Фотоальбом
  • Список литератур
  • Видео

«Легкости, прозрачности стиха, его гармоничного воздействия на слух, изящества в оборотах, умения одним словом нарисовать картину стремился добиться и Абай, но никому не удавалось достичь такого словесного совершенства, какого достиг Магжан».

 

Аймауытов Жусипбек

В мире стоит быть поэтом!

Так, поэт, ты паришь под грозой в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.

Бодлер. Альбатрос

Есть имена в политике, науке, культуре, которые со временем становятся символами эпохи. Для тех, кто ближе стоит к общественно-политической жизни — это имена политических деятелей, для научных работников — имена ученых, для деятелей культуры — своеобразной эмблемой-символом культуры Казахстана стали Абай, Мухтар Ауэзов, Шакарим, Джамбул Джабаев и, конечно, Магжан Жумабаев. Биографии, в которых отражена вся история развития общества во всей многогранности. Судьба Магжана Жумабаева, человеческая и творческая, помогает понять, что же происходило с казахской литературой в том двадцатом столетье.

История жизни

Магжан Бекенович Жумабаев родился 25 июня 1893 года в Полудинской волости Петропавловского уезда Акмолинской губернии (ныне район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области).

Отец Магжана Бекен был волостным управителем в Полудине, считался человеком прогрессивных взглядов.

Учиться Магжан начал с четырех лет в домашней школе Бекена, созданной для своих детей и родственников. Учитель Ахиеддин Аханов – преподавал своим подопечным восточные языки и литературу, арифметику и географию.

С 1905 по 1910 год Магжан учится в медресе  г. Петропавловска, где изучает арабский, персидский, турецкий языки как основные предметы, а также историю тюркских народов.

Осенью 1910 года Магжан приехал в Уфу и поступил в знаменитое в ту пору медресе «Галия», приравненное к высшему духовному учебному заведению. Значительное влияние на духовное становление поэта оказал Галимжан Ибрагимов, впоследствии известный татарский писатель, преподававший в медресе. По его совету М.Жумабаев переезжает в Омск, чтобы поступить в учительскую семинарию, которую заканчивает с золотой медалью в 1917 году.

Творческий путь Жумабаева начался в 1909 году. Широкую популярность принес ему сборник «Шолпан» (Казань, 1912 г.)

В этот период он знакомится с М.Дулатовым, Б.Майлиным, С.Сейфуллиным. Академик Г. Н. Потанин после первых встреч с Магжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихановым. Предсказание великого ученого сбылось, Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика».

В 1923 году поэт Магжан Жумабаев был направлен из Туркестанской Республики в Москву в Высший литературно-художественный институт В. Брюсова, где познакомился с деятельностью писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. Магжан загорелся идеей создания литературного объединения казахских писателей, написал программу организации, которую он назвал «Алка́»(«Коллегия»). Программа «Алка́» одобрялась в переписках, но не была принята. Идея М. Жумабаева объединить поэтов и писателей Казахстана впоследствии выразилась в создании Союза писателей Казахстана.

В первой половине 20-х годов М.Жумабаев живет в Ташкенте, где работает в газете «Ак жол», печатается в местных журналах «Шолпан», «Сана». В это время создается знаменитая поэма «Батыр Баян». Здесь же, в Ташкенте, выходит его второй сборник стихов в 1923 году.

В 1923 году по приглашению наркома просвещения А.В.Луначарского поэт приезжает в Москву и преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Принимает активное участие в работе издательства «Восток», составляет учебники для средних и неполных средних казахских школ, а вечерами учится в Высшем литературно-художественном институте. В Москве (1923-1926 гг.) Жумабаев много занимается художественным переводом. Им были переведены на казахский язык и изданы «Песня о Буревестнике» М.Горького, «Белый конь» Мамина-Сибиряка, многие рассказы В.С.Иванова, написанные о жизни казахов.

В 1927 году Магжан возвращается в Петропавловск и работает преподавателем педагогического техникума и в совпартшколе.

Трагизм судьбы. В 1929 году М.Жумабаева арестовывают и осуждают на 10 лет, обвиняя его, в создании в 1921 году группы «Алка» якобы для подпольной деятельности. В 1935 году, находясь в лагере, Магжан написал письмо Максиму Горькому, который помог ему досрочно освободиться из заключения. В 1936 году, вернувшись в Петропавловск, стал работать преподавателем русского языка и русской литературы в неполной средней школе имени Пушкина, но вскоре «алашординца» увольняют. Далее переезд в Алма-Ату, работа в краеведческий музее, и  вновь увольнение. Несмотря на свое положение, душевное состояние, он пишет стихи «Джамбулу», «Девяносто девять», «К перу моему». 30 декабря 1937 года Магжана Жумабаева опять арестовывают, а 19 марта 1938 г. он расстрелян как «враг народа».

Фауст герой произведения великого Гете твердил: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой».  Судьба Магжана говорит о том, что поэт твердо освоил это человеческое, гуманное, вольнолюбивое достояние. В стихотворении «Всему миру» Жумабаев отмечал:

Всему миру известна отвага моя,

Я не тот? Кто боится воды и огня.

Окрыленный стихами,

Я сын поднебесья,

Мне вздохнуть от врагов

Нет ни ночи ни дня

(перевод Б. Канапьянова)

Светлое влияние общечеловеческого разума, стремление видеть свой народ свободно развивающимся сделали Жумабаева сильным борцом, и страстным поэтом.

Магжану Жумабаеву пришлось жить и  творить в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в  ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Магжану пришлось пережить взлеты и падения, испытать высокие чувства и трагизм несправедливости. Творчество было спасением. Источником вдохновения стала любовь. Любовь к  Родине, любовь к женщине.

 

О любви

Магжан Жумабаев любовью называет то, что любят целиком, всей душой. «У прежних казахских поэтов не было изящной нежной мелодии как слово Магжана. Он умеет тонко играть на кобызе сердца» сказал Ж.Аймауытов

Красивый, образованный молодой мужчина, Жумабаев был любимцем женщин. И они становились для него вдохновением к созданию многих прекрасных стихотворений о любви, которыми были очарованы его современники. Но лишь Зулейха не просто разделила судьбу своего возлюбленного, но изо всех сил боролась за него. Более 20 лет она хранила на чердаке архив поэта, веря в возрождение Магжана. И этот день настал, 8 июля 1960 года  Магжан Жумабаев был посмертно реабилитирован.

Но еще долгие годы Зулейха жила ожиданием того времени, когда, наконец, будут опубликованы произведения Магжана. Полвека творчество великого казахского поэта было закрытым и неизвестным. Зулейха дожила до конца 1988 года, когда Магжан был полностью и окончательно реабилитирован, и в журнале «Дружба народов» впервые появились его стихи. А первый поэтический сборник был издан в Алма-Ате в 1989 году, затем последовали другие издания произведений великого автора. И, казалось бы, забытый навсегда Жумабаев, силой любви, не знающей никаких преград, предстал перед своим народом…

Магжан Жумабаев стал свежим воздухом казахской поэзии и всей художественной литературы, большой праздник для всех казахов без исключения, ибо народ видел в Магжане не только любимого поэта, но  пророка, предвещавшего свободную жизнь родному отечеству.

P.S Изучая жизненную и творческую судьбу Магжана Жумабаева, мы имеем возможность вглядеться в прошлое, увидеть то, что раньше не замечалось. Такие судьбы прибавляют народу зрелости, оживляя чувство справедливости. Во все времена люди чтят память тех, кто после себя оставил достойное наследие. Сегодня, современное поколение, изучая эти страницы истории, открывает для себя великие истины!

И все-таки как бы не называли, с кем бы не сравнивали Магжана Жумабаева, он был и остается самим собой, самобытным казахским поэтом, по неповторимости таланта сравнимым со звездами первой величины в поэзии Востока, занимающей подобающее место в мировой литературе.

  1 том

Автор: Магжан Жумабаев

посмотреть книгу

  2 том

Автор: Магжан Жумабаев

посмотреть книгу

 
  3 том

Автор: Магжан Жумабаев

посмотреть книгу

  Шығармалары

Автор: Магжан Жумабаев

посмотреть книгу

   
  Педагогика

Автор: Магжан Жумабаев

посмотреть книгу

  Сұм өмір

Автор: Магжан Жумабаев

посмотреть книгу

   
Культурная связь должна продолжаться

Автор: Абдулхамликов Р.

посмотреть статью

Вопреки приговору временщиков

Автор: Елеукенов Ш.

посмотреть статью

 

 

 
Спутница в радости и печали

Автор: Жумабаев У.

посмотреть статью

Арыстардың ату жазасынан аман қалуы мүмкін бе

Автор: Зәкіржанқызы С.

посмотреть статью

 

 

 
Любимые женщины Магжана Жумабаева

Автор: Канафина Ж.

посмотреть статью

Последний приезд Магжана

Автор: Кокушева Б.

посмотреть статью

 

 

 
Дәуірдің дарабоз ақыны

Автор: Қажыбай Т.

посмотреть статью

Ұлы бейнесі жүректе

Автор: Қаһарманов Ғ.

посмотреть статью

 

 

 
Мағжан өлеңдері — Қытай қазақтарының аңсары

Автор: Қаһарманұлы Ғ.

посмотреть статью

Мағжантану маңыздылығын жоймауға тиіс

Автор: Сеңкібаев С.

посмотреть статью

 

 

 

Книги

Жұмабаев М. Өлеңдер, дастандар, әңгіме. 1-том.– Алматы: Жазушы, 2002.–208 бет

Жұмабаев М. Көптомдық шығармалар жинағы. 2-том .– Алматы: Жазушы, 2003.– 208 бет

Жұмабаев М. Көптомдық шығармалар жинағы. 3-том .– Алматы: Жазушы, 2003.– 208 бет

Жұмабаев М. Педагогика.–Алматы: Ана тілі.–1992.– 160 бет

Жұмабаев М. Сұм өмір.–Алматы: Халықаралық Абай клубы.– 2017.– 140 бет

 

О нем

Абдулхамликов Р. Культурная связь должна продолжаться // Казахстанская правда. – 2013. – 2 августа. – С. 5

Елеукенов Ш. Вопреки приговору временщиков //Казахстанская правда. – 1993. – 11 августа(№178). – С. 4

Жумабаев У. Спутница в радости и печали  //Казахстанская правда. – 10 августа(№177). – С. 4

Зәкіржанқызы С. Арыстардың ату жазасынан аман қалуы мүмкін бе? //Айқын. – 2013. – 18 қаңтар. – 5 б.

Канафина Ж. Любимые женщины Магжана Жумабаева //Караван. – 2013. – 19 апреля(№16). – С.23

Кокушева Б. Последний приезд Магжана //// Казахстанская правда. – 2013. – 2 августа. – С. 5

Қажыбай Т. Дәуірдің дарабоз ақыны //Арқа ажары. – 2000. – 22 тамыз. – 3 б.

Қаһарманов Ғ. Ұлы бейнесі жүректе //Есіл пернелері. – 3 б.

Қаһарманұлы Ғ. Мағжан өлендері – Қытай қазақтарының аңсары //Көкшетау. – 1996. – 16 мамыр. – 2 б.

Сеңкібаев С. Мағжантану маңыздылығын жоймауға тиіс //Арқа ажары. – 2008. – 8 сәуір. – 4 б.

Введение