Войти Регистрация

Шокан Уалиханов

Чокан Валиханов (1835-1865) – великий сын казахского народа. Потомок легендарного Абылай-хана. Глубокий мыслитель, философ , путешественник, востоковед, художник, писатель.

  • Биография
  • Географ, путешественник
  • Историк, археолог, этнограф
  • Писатель, публицист
  • Память о Шокане Уалиханове
  • Видео

Уалиханов Шокан Шынгысович
1835-1865 гг.

Приветствую тебя, Чокан.
О ты, души моей чекан,
Что ты сказал бы о сегодня,
Простив замыленный мне взор,
Простив мне дух  мой несвободный
И все,чем жил я до сих пор.
Служа империи, умел ты
От пут достойно отстоять
И вольно поступать  и  мелким
Расчетом душу не пятнать.
И сгинет несвобода духа.
Но глянул: вновь ты вдалеке,
Мой спутник,  шаг держа упругий,
Как Прометей, с огнем в руке

Сагин — Ширей

Детские и юношеские годы Шокана Уалиханова

Чокан (Мухамед — Ханафия) Чингисович Валиханов родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун, в семье влиятельного и богатого казахского султана Чингиса Валиханова. Предки его принадлежали старинному султанскому роду. Прадед Чокана, хан среднего жуза Абылай, одним из первых принял русское подданство и на протяжении всей жизни поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын Абылая – Вали, последний хан среднего жуза, развивал эти связи. Вали, от которого Чокан получил свою фамилию, приходился ему родным дедом.

Отец Чокана — Чингис Валиев, внук хана Абылая, родился  в 1811 году в Сырымбете. С юных лет Чингис тесно общался с русскими, окончил Омское войсковое училище, был одним из тех феодалов, которые пошли на сближение с царской администрацией. Детские годы  Чокана прошли в ауле, в усадьбе своих предков Сырымбет. Это – красивейшие места в Северном Казахстане, овеянные историческими легендами, здесь в частной казахской школе он получил начальное образование, овладел основами арабского письма, научился рисовать.

Султанские дети, по традиции должны были изучать несколько восточных языков, нужно было знать «Языки семи народов». Этот обычай тогда еще соблюдался и Чокан хорошо усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту.

В духовном развитии Чокана большую роль сыграла его любимая бабушка Айганым, которая привила своему внуку любовь к народной песне, преданиям, сказкам, поэзии казахов.  Это была умная, дальновидная и для того времени образованная женщина.  Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом МИД и Сибирским комитетом в Петербурге. Судя по архивным источникам, круг общественно-политических интересов Айганым был довольно широк. После принятия «Устава о сибирских киргизах» без ее участия не проходило ни одно сколько-нибудь важное событие в Центральном и Северном Казахстане. Айганым стремилась к укреплению дружественных отношений между казахами и русскими. Она помогала русским ученым и инженерам, занимавшимся геодезическими исследованиями в Казахской степи. «Айганым, родная его бабушка по отцу,- писал Семенов-Тян-Шанский,- вдова хана Валия со своими детьми осталась верной России, в то время, когда остальные ее родичи, дети хана Валия от первого брака и его братья, не хотели признавать того, что хан Валий принял русское подданство. Александр I с большим вниманием отнесся к вдове хана Валия и велел выстроить ей в Киргиской степи дом, в котором родился Чокан Валиханов»

Рассказы бабушки Айганым, песни знаменитых на всю Сары — Арку сказателей — жирау, акынов — рано пробудили в мальчике интерес к жизни своего народа и в значительной степени повлияли на его дальнейшее развитие. Светлые воспоминания о бабушке — носительнице лучших народных традиций, обычаев — Чокан сохранил на всю свою жизнь. Осенью 1847 г. Чокана отправили в сибирский кадетский корпус- лучшее учебное заведение Сибири в те годы, созданное в 1845- 1846 гг. в Омске на базе бывшего училища Сибирского линейного казачьего войска. Здесь он изучал историю, литературу, географию, физику, математику, геодезию и другие дисциплины, овладел французским и английским языками. Программа обучения в Корпусе была насыщенной и обширной, преподавали интересные квалифицированные специалисты. Одаренный мальчик, к тому же казах, делающий большие успехи в учебе и подающий несомненные надежды на будущее, привлекал внимание, как преподавателей Корпуса, так и многих образованных представителей омской интеллигенции, в частности К.К. Гутковского и С.Я.Капустина. В 1853 году Чокан Валиханов окончил Сибирский кадетский корпус и вскоре после выпуска был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири и области пограничных киргизов Г.Х. Гасфорта. Это назначение позволило молодому офицеру не только глубже познакомиться с политическим и экономическим положением края, но и осуществить свою мечту об исследованиях неведомых стран и народов. Вступив, на службу, молодой Чокан Валиханов сразу столкнулся с офицерской и чиновничьей средой, в своем большинстве это были реакционные офицеры и чиновники, составляющие колониальный аппарат царизма. Царские чиновники всячески мешали научным начинаниям Чокана Валиханова, пытались принизить результаты научной экспедиции в Кашгаре, строили против него козни, чтобы помешать его избранию старшим султаном Атбасарского окружного приказа. Ч.Валиханов с первых дней службы чувствовал себя одиноким в этой среде и искал выхода из окружающей его пустоты и невежества, стремился заняться общественно- полезным трудом. Чокан, жаждущий служить Родине, стремился к плодотворной и творческой деятельности. Такая возможность ему представилась очень скоро. Этому способствовала историческая обстановка, сложившаяся в Казахстане в связи с добровольным присоединением казахов Старшего жуза к России, Царская администрация остро нуждалась в образованных людях из коренного населения, хорошо знавших условия жизни, быта и обычаи народов. В этом отношении Чокан Валиханов был незаменимым для нее человеком. Несмотря на молодость (18 лет), он лучше других офицеров знал быт, обычаи, особенности духовной и материальной культуры казахского народа, знал ряд  восточных языков. В силу указанных причин Чокан был привлечен к выполнению этой важной миссии. С 1854-1857 гг. Чокан принимает энергичное участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен бугу, сарыбагыш и солту к России. Служебные поручения он успешно сочетает с научными занятиями: собирает разнообразные сведения по географии, генеалогии, истории, записывает обычаи, народную поэзию казахов и киргиз.

Шокан Уалиханов — географ, путешественник.

В 1855 году Чокан принял в поездке генерала Гасфорта Г.Х. и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного. Это путешествие положило начало глубокому научному изучению им истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материал по статистике, обычному праву и древней религии казахов. На обратном пути Чокан сопровождал Г.Х. Гасфорта только до Алтын-емельского хребта, оттуда совершил поездку к Джунгарским воротам, путешествовал в районе озера Алакуль и по Тарбагатаю, затем направился в Центральный Казахстан и, следуя через Каркаралы, Баян-Аул и Кокчетав, осенью вернулся в Омск. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление у молодого Валиханова. В начале 1856 года Чокану Валиханову присуждается следующий чин поручика. По возвращении в Омск приступает к обобщению собранных материалов, на основании которых составляет официальные записки по вопросам землепользования, родовых и семейных отношений и древней религии казахов. Широкое поле для развертывания научной деятельности открылось перед Валихановым в 1856 году. Он принимает участие в крупной военно-научной экспедиции, организованной под руководством полковника М.М. Хоментовского. Целью экспедиции было ознакомление с киргизским народом и топографическая съемка бассейна Иссык-Куля.

Во второй половине мая 1856 года Чокан Валиханов в составе экспедиции М.М Хоментовского начал свое путешествие. Его маршрут лежал от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль. В начале он посетил Заилийский Алатау и через его перевалы прошел на Кунгей, а затем на Терскей Алатау, побывал на побережье Иссык-Куля, а затем по долине реки Джиргалан поднялся к вершинам Центрального Тянь-Шаня, откуда смог обозреть величественную панораму Хан-Тенгри. «Путешествие мое,- пишет Чокан Валиханов, — по свойству пройденной местности, можно разделить на два периода. Первый период заключает путь мой по Джунгарии, т.е. в Семирецком, Заилийском крае и на озеро Иссык – Куль…».  Всего в Джунгарии Валиханов находился пять месяцев и успел осмотреть этот край вдоль и поперек от Ала-Куля до Тянь- Шаня. Во время этой поездки Чокан собрал орнитологическую и энтомологическую коллекцию, составил гербарий, изучил флору и фауну Семиречья и Иссык — Куля, принял участие в съемке озера, в результате которой на новой карте были изменены форма и контуры его берегов.

Сильное впечатление на Чокана Валиханова произвели уникальные памятники древней культуры, встреченные им в Семиречье и на Тянь-Шане. Его особенно интересовали остатки древней городской культуры на озере Иссык-Куль, остатки древних оросительных систем, памятники архитектуры и каменные изваяния. Путешествуя по Иссык-Кулю и Центральному Тянь-Шаню, Чокан посещал киргизские аулы, интересовался жизнью и бытом различных племен, подолгу живя среди них, он часто беседовал со знатоками киргизской старины, слушал песни и рассказы киргизских ырчи (сказателей), постоянно записывал народные легенды, исторические и генеалогические предания, сказки и эпические поэмы киргиз. В 1856 году царское правительство решило вопрос об отправке в Кульджу «особого лица», для переговоров с китайскими властями относительно налаживания торговых отношений с Китаем. Этим «особым лицом» стал Чокан Валиханов.  В начале августа Чокан направляется в Кульджу.  По пути он посетил ряд приграничных пунктов Западного Китая. Чокан был снабжен инструкцией Министерства иностранных дел, в которой говорилось: «…Действовать, во всем совещаясь с консулом в Кульдже… Главная наша цель добиваться решения дела с Китаем дружелюбным путем и скорее восстановить прерванные торговые отношения…». Таким образом, Валиханову предстояло выполнить сложную дипломатическую миссию. Это важное поручение было выполнено им превосходно. После ряда совещаний с китайскими сановниками в Кульдже правительству удалось упорядочить торговые отношения с Китаем и восстановить дружеские связи между обоими государствами.

Путешествие Шокана Уалиханова в Кашгарию.

В 1858 –1859 годах он совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, создавшую ему славу отважного путешественника. Изучив географию, историю, политическое устройство, особенности культуры и быта этой почти неизвестной тогда в Европе страны. Ч.Валиханов внес существенный вклад в научное исследование Восточного Туркестана. По сложившимся тогда обстоятельствам в Кашгарии, эта страна была закрыта для европейцев. Поездка в Кашгарию была очень опасна. Весь Восточный Туркестан в то время охватили восстания местных народов (уйгуров, дунган, киргизов и др.) Главными инициаторами поездки Ч.Валиханова в Кашгарию были замечательные русские ученые Е. П. Ковалевский и П.П. Семенов-Тянь-Шаньский. К этому присоединилось горячее желание самого Валиханова изучить Восточный Туркестан. «Валиханов был единственным из состоявших в то время при генерал-губернаторе, офицером, который будучи послан в национальном киргизском костюме в Кашгарии, мог бы по своему развитию и талантливости собрать драгоценные для России сведения о современном состоянии не только Кашгарии , но и всего Алтышара и разъяснить причины происходивших в то время смут в Китайском Туркестане» — писал П.П. Семенов-Тянь–Шаньский.

В архивных фондах хранится обширное дело, содержащее документальные материалы Кашгарской экспедиции Ч.Валиханова, но и яркие страницы его биографии. Оно известно под названием «Об отправлении в Кашгар поручика султана Чокана Валиханова». 28 июня 1858 года караван, состоящий из 43 человек, 101 верблюда, 65 верховых и вьючных лошадей и шести походных юрт вышел в путь. Чокан обрил голову, переоделся в казахский национальный костюм и назвался Алибаем. Караван имел официальное разрешение правительства и был освобожден от налогов и пошлин. Чокан Валиханов и его спутники двинулись в Кашгарию  по Аксайской дороге, проходившей по Сырту Центрального Тянь — Шаня. Это был важный караванный тракт, с давних времен служивший важным путем сообщения между этими древними культурными областями. Чокан впервые дает географическое описание и характеристику общего Сырта, характеризует его природные и климатические особенности, орфографию, флору и фауну. По существу Чокан с караваном путешествовал по гребням Центрального Тянь–Шаня, пересекая его по меридиану с севера на юг. Это путешествие длилось 12 дней и закончилось на южном склоне. 28 сентября 1858 года караван перешел границу Китайской империи и подошел к небольшой пограничной крепости, обнесенной глинобитной стеной с башнями. После опроса и осмотра пограничными властями он был пропущен в город. Чокан провел в Кашгарии около полугода (с 1 октября 1858 года до середины марта 1859 года). За это время он успел близко ознакомится с городом и хорошо изучить страну Алтышаһара. Под названием Алтышаһар тогда были известны города Кашгария, Аксу, Уч-Турфан, Янысар, Яркенд и Хотан, окаймленные горами: на севере Тянь-Шанем и на юге Куэнь- Лунем.

В Кашгарии  Валиханов познакомился с купцами из разных стран, с политическими деятелями, учеными и поэтами Кашгарии, от которых услышал самые достоверные сведения о прошлом и настоящем Алтышара.  «Знакомства с купцами разных племен,- пишет Чокан,- и из различных стран доставили мне много маршрутов, этнографических, статистических, торговых сведений о соседних странах».

Исторические сведения он черпал также из письменных источников, местных официальных документов и книг, дополненных рассказами чиновников и купцов. С помощью своих ученых друзей Ч.Валиханов приобрел ряд уникальных восточных рукописей, составил нумизматическую коллекцию, гербарий, коллекцию горных пород. Он собрал также разные реликвии: древние грамоты, образцы прикладного и народно-декоративного искусства, художественной керамики и т.д.

В конце февраля 1859 года, когда весна в Кашгарии была в разгаре, пора было подумать о возвращении, тем более что, дальнейшее пребывание Чокана становилось опасным. Распространились слухи, что в Кашгарии находится русский агент. 11 марта 1859 года Чокан распрощавшись с новыми друзьями, пустился в обратный путь. Путь Чокана лежал через перевал Тургарт, южнее Теректы. В середине марта теректинский перевал был непроходим, там лежал глубокий снег, и Чокан со спутниками решили двигаться через Южную Киргизию и по пути осмотреть новые места. От Тургарта они направились на замечательное по своей красоте высокогорное озеро Чатыр-Куль, о котором существовало много исторических преданий. До Чокана здесь не ступала нога ни одного исследователя. Оттуда через долины рек Атбаша и Узгена Чокан и его спутники вышли на кокандское укрепление Куртка, расположенное на правом берегу Нарына. Чокана Валиханова очень интересовали обширные долины Атбаша, Арны и Нарына, представляющие собой оазисы. Путешественник не преминул определить, что эти долины имеют решающее значение в экономической жизни южных киргиз и являются центром этой горной страны. Наблюдательный ученый нашел здесь следы кипучей жизни прошлых времен, сохранившиеся в виде монументальных памятников архитектуры и богатой городской культуры.

«В Нагорной Сырт, —отмечал Ч. Валиханов,—только на низменных и теплых долинах Атбаша, Арпы и Нарына произрастают пшеница и ячмень. Надо полагать, что в древние времена места эти были населены оседлым и полуоседлым народом, ибо, как говорят киргизы, вниз по Атбашу есть развалины большого города, а на Нарыне мы сами видели следы древнего хлебопашества». Далее караван следовал в северо — восточном направлении, вверх по Нарыну, и шестого апреля в районе Джетым-Чоку пересек большую караванную дорогу, ведущую через Заукинский проход в Иссыккульскую долину. Успешно окончив свое путешествие за десять месяцев и четырнадцать дней, 12 апреля 1859 года Чокан прибыл в укрепление Верное (Алма-Ата), имея с собой «богатый запас интересных сведений о Кашгарии». Отдохнув здесь около полутора месяцев, он посетил город Семипалатинск где встретился с Ф.Достоевским и вернулся в Омск, где занялся обработкой собранных материалов. В Петербурге с нетерпением ожидали как приезда Чокана Валиханова, так и отчета о результатах его экспедиции. Генерал И.Ф. Бабков писал«В МИДе с нетерпением и живым любопытством ожидали сообщения подробностей о поездке Валиханова в неведомой дотоле Кашгария…». До глубокой осени 1859 году Чокан находился в Омске, где напряженно работал над отчетом. Результаты кашгарской экспедиции Чокана Валиханова были чрезвычайно важны. Они вызвали огромный интерес ученых. Чокан привез из Кашгарии  ряд уникальных восточных рукописей: «Тазкирян Султан Сутук Бугра — хан» («История Сутак Бугра- хана»), «Тазкирян Туглук Тимур- хан» («История Туглук-Тимур-хана»), «Тазкирян Ходжагян» («История ходжей» и.др.), а также коллекции горных пород: образцы нефрита, гербарий, памятники нумизматики и многое другое. Среди обширных материалов, собранных Ч.Валихановым, значительное место занимают его карандашные зарисовки, воспроизводящие типы жителей Восточного Туркестана и их занятия. Главнейшим результатом поездки Ч.Валиханова в Кашгарию  явился его капитальный труд «О состоянии Алтышаһара или шести восточных городов Китайской провинции Нан- Лу (Малой Бухарии)» . Это был первый научный труд, посвященный истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной науки. Эта работа Ч.Валиханова явилась крупным вкладом в отечественную науку. Она не потеряла своего значения и поныне. В этом замечательном труде проявилась огромная эрудиция молодого ученого, его талант исследователя, острый, пытливый ум, самое отрадное впечатление производят чисто литературные качества этого произведения: образный слог, занимательность, тонкий юмор. Современники Ч.Валиханова–ученые, писатели и военные специалисты – высоко оценили исследования Ч.Валиханова о Кашгарии, считая его подлинным географическим открытием. Отчет Ч.Валиханова был использован в дальнейшем при устройстве торговых факторов в Кашгарии, а также при установлении торговых и культурных связей России с Западным Китаем.  Заслуги ученого- путешественника были отмечены переводом его в чин  штабс-ротмистра, пожалованием ордена и денежной наградой. В Петербург Валиханов приехал в конце 1859 года, русские ученые встретили его как отважного путешественника, замечательного исследователя, глубокого знатока жизни народов Средней Азии и Казахстана. У него был огромный запас знаний, обогащенный интересными наблюдениями, сделанными во время путешествий по горам Тянь — Шаня и Восточному Туркестану.

Шокан Уалиханов — историк, археолог, этнограф.

Чокан Валиханов пробыл в Кульджинском крае около трех месяцев, затем, с наступлением глубокой осени, вернулся в Омск. В 1857 году он вновь совершил поездку к алатауским киргизам. Генерал- губернатор Западной Сибири  Г.Х. Гасфорт представил МИД следующее донесение: «Состоящий при мне поручик-султан Валиханов отправлен уже в кочевья дикокаменных киргизов для наблюдения за ходом дел в частях Западного Китая». Во время пребывания в горах Тянь-Шаня Чокан Валиханов продолжал сбор сведений о жизни и быте киргизского народа, глубже изучил его историю, этнографию, народную поэзию. В результате неутомимой работы он накопил обширный историко — этнографический материал о киргизском народе. Валиханов первым обратил внимание на знаменитый памятник эпического творчества киргизского народа «Манас», сделал его первую научную запись и осуществил частичный перевод на русский язык. Валиханов писал: «Манас» есть энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица – богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады». Научные результаты первых путешествий молодого Валиханова в 1856-1857 годы отражены в его замечательных путевых очерках  «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», «Западная провинция Китайской империи и г.Кульджа». Эти ранние работы Ч.Валиханова написаны им в двадцатилетнем возрасте и уже в них Чокан проявил себя как наблюдательный и эрудированный ученый, имеющий глубокие познания в географии Тянь-Шаня и Семиречья, орфографии местности, растительного покрова и животного мира. Особенно интересен его кульджинский дневник 1856 года,  в котором увлекательно и красочно описаны подробности путешествия в Кульджу,  жизнь и быт народов, населяющих пограничную Джунгарию (китайцы, солоны, сибо, калмыки и др.).  Расцвет научной и просветительской деятельности Ч.Валиханова относится к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов 19 столетия.

Валиханов и выдающиеся русские ученые и писатели

Тот огромный запас наблюдений, которые он накопил за время путешествий, явились предметом научных бесед Ч.Валиханова с выдающимися учеными и писателями. Будучи в Омске Ч. Валиханов был близко знаком со ссыльным поэтом С.Ф.Дуровым.  С.Ф.Дуров был революционером – демократом, борцом против царского самодержавия.  23 апреля 1849 года его арестовали вместе с основной группой петрашевцев в числе 35 человек.  После восьмимесячного заточения в Петропавловской крепости военный суд приговорил С.Ф. Дурова к расстрелу, который затем был заменен ссылкой на каторжные работы. По окончании срока каторжных работ 11 января 1854 года его определили рядовым на дисциплинарную военную службу в г.Петропавловск. Служа в областном правлении Сибирских киргизов, С.Ф.Дуров обратил на себя внимание гуманным отношением к людям, честностью, трудолюбием и деловитостью. Работа в областном правлении позволяла С.Ф.Дурову бывать в степи, знакомиться с жизнью трудящихся казахов.  В 1855-1856 годы ему разрешили жить в Кокчетавском округе «для поправления здоровья». Дружеские связи Ч.Валиханова с С.Ф.Дуровым установились сразу по освобождении последнего из Омской крепостной тюрьмы. Раньше Ч. Валиханов слышал о нем через К.К.Гутковского, интересовался его судьбой, горячо сочувствовал ему и искал случая, чтобы лично встретиться с ним. С весны 1855 года местом постоянных встреч друзей был дом Капустиных, а также квартира самого Валиханова. Во время встреч велись задушевные беседы, обсуждались вопросы социально-политической жизни страны, волновавших всех передовых людей того времени. Чокан был близко знаком с русским писателем Ф.М.Достоевским, отбывавшим каторгу вместе с С.Ф. Дуровым в Омской крепости.                        О  Достоевском Ч. Валиханов много слышал в семье Капустиных и Гутковских. По свидетельству А.Е. Врангеля, первое знакомство Чокана с Достоевским произошло в 1854 году в Омске, в доме Ивановых, у которых часто бывал писатель. Эта встреча выявила общность их взглядов и стремлений, и они стали близкими друзьями, Находясь в Омской каторжной тюрьме, названной им «Мертвым домом», и по выходе из нее Достоевский не отказался от своих передовых взглядов, сложившихся у него в кружке у петрашевцев. В беседах с Чоканом и в переписке с ним он проявил себя как большой прогрессивный мыслитель и обличитель пороков прогнившего помещичьего строя в России. Чокану было всего 19 лет, когда он стал одним из близких друзей великого писателя. Дружеское общение Чокана с Достоевским, начавшееся со знакомства в доме Ивановых, было продолжено встречами в Семипалатинске и Петербурге и поддерживалось шестилетней перепиской (1856-1862 гг.). Весной 1854 царские власти сочли необходимым удалить Ф.М. Достоевского из областного центра и отправить в глушь. Он был переведен в Семипалатинск на бессрочную солдатскую службу. В 1856-1858 годы отправляясь в путешествия по степи, Ч.Валиханов неизменно заезжал к Достоевскому, подолгу беседовал с ним на политические и философские темы. Встреча Чокана с Ф.М. Достоевским в Семипалатинске — одна из ярких страниц его биографии. Эта встреча запечатлена на фотографии, сохранившейся до наших дней. Ф.М. Достоевский прекрасно знал жизнь казахского аула. Пользуясь близостью к таким людям, как Попов, Врангель, Хоментовский, занимавшими тогда видное положение, Ф.М. Достоевский мог вместе с Ч. Валихановым посещать казахские аулы, бывать в Аркате, в Чингизских и Тарбагатайских горах для археологических исследований. Жизнь казахского народа явилась новой интересной темой бесед между Ч. Валихановым и Ф.М. Достоевским. После встреч в Семипалатинске друзья расстались надолго, между ними завязалась переписка, представляющая большой общественно-исторический интерес и являющаяся примером близкого идейного общения замечательных представителей двух братских народов. В письмах Ч.Валиханова получили отражение его общественные взгляды, любовь к русскому народу и русской культуре. Ф.М. Достоевский же следил за научными успехами  Валиханова, живо интересовался его дальнейшей судьбой. Дружеская связь Ч. Валиханова с Ф. М. Достоевским продолжалась в течение многих лет. Достоевский Ф. М. на всю жизнь запомнил своего друга из Казахстана. Все предметы, полученные им от Чокана Валиханова стали для него самыми дорогими сувенирами. Годы пребывания Ч. Валиханова в Петербурге представляют одну из ярких страниц его биографии. Находясь в окружении передовой русской интеллигенции, внимательно следившей за успехами молодого ученого-путешественника, Ч.Валиханов в эти годы с особой силой мог проявить свой незаурядный талант и знания. Деятельность Ч.Валиханова в Петербурге была весьма кипучей и разносторонней. Он работал в нескольких учреждениях: в Военно-ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе и одновременно слушал лекции в университете. По поручению Военно-ученого комитета он составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана. В Петербурге Чокан постоянно общался с многими выдающимися русскими учеными, устанавливал с ними дружеские связи. Это: Семенов-Тян-Шанский П. П., Потанин Г.Н., Бекетов А.Н., Ковалевский Е.П. и другие. Замечательную страницу петербургского периода жизни Ч. Валиханова составляет его дружеское общение с русскими писателями. В бытность в Петербурге он часто бывал у Достоевского, познакомился с его семьей, а также с поэтами А.Н. Майковым, Я. П. Полонским, критиком Страховым и др. Повседневно общаясь с выдающимися русскими писателями и учеными, Чокан пробуждал у многих из них интерес к Средней Азии и Казахстану, способствовал укреплению дружеского расположения к народам этих окраин. Он давал некоторым поэтам темы из восточной жизни. Под влиянием бесед с Ч. Валихановым поэт А.Н. Майков написал стихи «В степях», «Емшан». Его материалами и консультациями пользовались многие авторы, в частности Голубев А.Ф. и Романовский Д. И., офицеры Генерального штаба, писавшие об Иссык- Куле, Средней Азии и Казахстане. Материалы Ч. Валиханова использовали Семенов- Тян- Шанский П.П. Ковалевский Е.П., Татаринов А.А. и многие другие. Чокан любил острить, зло высмеивать пороки, которые он находил в окружающей его среде. Остроумие, блестящий полемический дар Ч. Валиханова приводили в восторг его друзей- ученых и литераторов, близко знавших его.

Память о Шокане Уалиханове

Память о Чокане Валиханове верно хранили его друзья и товарищи: Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Г.А. Колпаковский, И.И. Ибрагимов, Н.Ф. Усов и многие другие. В ознаменование научных заслуг Чокана Валиханова они по поручению генерала К.П. Кауфмана и при содействии архитектора П. Зенкова установили в 70-х годах XIX века на мавзолее Ч. Валиханова мраморную плиту с надписью на казахском и русском языках. Надпись на плите гласила: «Здесь покоится прах штаб-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году По желанию туркестанского генерал – губернатора Кауфмана 1-го, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 году». С тех пор прошло более ста лет и тот памятник Ч. Валиханову давно разрушен временем. Но благодарное потомство не забыло замечательного сына казахского народа. В 1958 году на могиле Чокана Валиханова был поставлен высокий обелиск. В канун 150 — летия со дня его рождения, вблизи колхоза им. Чокана построен мемориальный комплекс (музей, памятник, обелиск). Сюда постоянно приезжают деятели науки, литературы и искусства. Учреждена премия имени Ч.Ч. Валиханова НАН Республики Казахстан, присуждаемая за выдающиеся достижения в области общественных и географических наук, а также Государственная Премия в области изобразительного искусства и архитектуры (1966). В Честь Валиханова названа вершина на северном склоне Заилийского Алатау. Изданы собрания сочинений в 1961-1972, 1984-1985; созданы фильмы («Его время придет», «Чокан Валиханов»). Писатели С. Марков, С. Муканов посвятили Валиханову романы «Идущие к вершине», «Промелькнувший метеор». И.Стрелкова написала документальную книгу «Чокан Валиханов» (Серия «Жизнь замечательных людей»). На родине Ч.Валиханова в городе Кокшетау, – на базе трех ВУЗов- педагогического, сельскохозяйственного и политехнического в июле 1996 года открыт университет, который носит имя нашего земляка, выдающегося ученого-энциклопедиста Ч. Валиханова, на площади перед университетом установлен бюст Чокану Валиханову. В 1971 году был сооружен памятник Ч.Валиханову, автор памятника наш земляк, скульптор Толеген Досмагамбетов, архитектор К. Абдуалиев.

Научные труды Шокана Уалиханова

63.3(5каз) Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения.- М.: Наука, 1986 В 15 414с.: ил.   63.3(5каз)5 Валиханов Ч.Ч.Собрание сочинений: В 5 т.-Алма- Ата: Казах.cов.энциклопедия, В 15 1984-Т.1.-1984.-431с.; ил.; Т.2.-1985.-416с.; ил.; Т.3.-1985.-415с.; ил.; Т.4.-1985.-461с.; Т.5.-1985.-526с.; ил.  63.3(5каз) Валиханов Ч.Ч. Смерть Кукотай-хана.- Семей, 2001.-251с. В-15                87.3(5каз) Валиханов Ч. В воспоминаниях современников.- Алма-Ата, 1964.-222 с В 15

Абжанова Л. Светило казахской степи: /К 170-летию Ч. Валиханова/ //Простор.-2005.-2 декабря.

Абуев К. Неизведанный мир Чокана: /К 170 –летию Чокана Валиханова/ //Казахстанская правда.-2005.-3 декабря.

Жамбакина Ф. Степной Прометей: /К 170-летию Ч. Валиханова/ //Экспресс К.- 2005.- 10 декабря.

Жернакова Б. Жизнь, достойная вечности: /К 170-летию Ч. Валиханова/ //Курс .-2005.-1 декабря.-С.2.

Петровский А. Свет далекой звезды: /К 170-летиюЧ. Валиханова/ //Казахстанская правда.-2005.-7 июля.-С.8.

По лезвию ножа: /О разведывательной поездке Ч. Валиханова в Кашгарию/ //Современное столичное образование.-2006.-N3-4.-С.99.

Самигулин И. О памятнике над могилой Ч.Ч.Валиханова: /Историко-культурное наследие/ //История Казахстана: преподавание в школе.-2005.-N 12.-С.33-38.

Введение