Log in Check in

Талғат Бегельдинов

  • Биография
  • Книги
  • Фото
  • Видео

Принимай меня, жизнь!

«Произошло это событие, в условиях, как говорится близких к фронтовым. Родился я отнюдь не в каком-то там роддоме, в окружении врачей…. Произвела меня мать на свет божий в высокой двухколесной арбе, запряженной верблюдом. Случилось это на второй или третий день кочевки, еще совсем недалеко от нашего аула, под Акмолой у озера Майбалык». Так описывал Талгат Якубекович в своей книге «Пике в бессмертие».

Он родился 5 августа 1922 года в Акмолинской области. Детство и юность будущего летчика прошли в  Пишпеке (Бишкек).  Отец героя  «подарил» сына своему младшему брату, т.к. у последнего не было детей – это было обычным у казахов. Жизнь была  очень трудной, голодной, но к своей заветной цели  о самолетах, юный герой шел, карабкался, не смотря ни на что.

— Летчиком хочу стать. Отец хочет, чтобы доктором, а я хочу летчиком. И буду, — оправившись от смущения уже твердо заявляю я.
— Так уж и будешь? — усмехнулся кто-то из членов комиссии. — Уверенный парень.
— А что, — разводит руками начальник. — Нам такие, уверенные, нужны.
«Ничего, — успокаиваю я себя, — в аэроклуб поступлю, работать буду, помогу семье». С такими мыслями и боевым настроем  Талгат Бегельдинов поступает в  шестнадцатилетнем возрасте в аэроклуб. Начинаются плодотворные и кропотливые дни учебы.

Авиашколу ДОСААФ в Киргизии он окончит на отлично и будет направлен в военно-авиационную школу пилотов. Асы не появляются в одночасье, тут нужны терпение, долгая и кропотливая подготовка. Учеба в военных училищах Саратова, Оренбурга, Ижевска, полеты на различных типах самолетов – вот вехи этого пути. Впервые тогда Талгат увидел ИЛ-2 – самый грозный по боевой оснастке, мощности и броне штурмовой самолет, равного которому не было тогда.

Первый полет. В жизни каждого летчика он запоминается надолго, наполняющее сердце восторженно-щемящим ощущением счастья. Но он оказался не таким радостным и ликующим. «Болван. Не лови ворон, чурка!», – кричал злобно, почему-то невзлюбивший Талгата инструктор, «нарочно подбирая самые оскорбительные слова».  «Слезы обиды, горькой и незаслуженной, застилали глаза». К счастью, были и другие инструктора. С первых дней обучения, обратив внимание на юного Талгата, руководство решает заменить «злого дядю» на другого инструктора. И вот, наш юный герой летит один. Позже, начлёт (руководитель), которого боялась вся лётная школа, строго и с улыбкой похвалит Талгата.

 Военные годы

Военная авиация абсолютно разная: истребительная, бомбардировочная, штурмовая, разведывательная. И у каждой из них своя задача. Бегельдинов Талгат был штурмовиком. Летал на самолете ИЛ – 2. Это бронированная машина с двумя пушками, двумя пулеметами, четырьмя реактивными снарядами (такая «катюша» на рельсах) и шестисот килограммами бомб. Задача штурмовика – содействовать пехоте на переднем крае, при тактической глубине примерно 15 км от линии фронта. В основном штурмовая авиация работала на малой высоте. То есть почти над головами фашистов, образно говоря, ты видишь лицо врага, который в тебя стреляет. Погибали летчики и истребители. В колонне летчиков в небе был всегда ведущий, который отвечал за всех и за выполнение задания. Его задача – ввести в атаку и вывести из нее эскадрилью без потерь. От того, насколько он справится с этим, такого летчика и уважали.

«Например, дают мне задание уничтожить деревню, на окраине которой находятся танки. Необходимо  повести 12 самолетов, 4 звена», – вспоминал Талгат Якубекович. И стоит задача атаковать цель. Знания, полученные в Саратовской военно-авиационно-разведывательной школе находят свое практическое применение. Летчиков учили не только в воздухе работать, но и на земле как разведчиками.

После окончания Саратовской школы, его направили в третью Чкаловскую бомбардировочную школу пилотов. Там его переучивали летать на скоростном бомбардировщике СС–300. Внешне был на вид очень грозный самолет, но горел ужасно. Позже Бегельдинова направят в первую Чкаловскую истребительно–авиационную школу. И когда он там учился (а это было начало войны), летчики летали на истребителях И–15 и И–16. Тогда это считались новейшие истребители, летавшие со скоростью 300 км в час! На них были установлены шкассы – по сути, обычная солдатская винтовка с убойной силой в 150 метров. «Ну, какой враг тебе позволит на 150 метров приблизиться и атаковать? Враг ведь тоже был подготовлен хорошо. В такие моменты оставался только таран. Потом летал на боевой машине СУ – 1. Тоже та еще машина!… Вот так первые годы войны нашим летчикам приходилось воевать на никуда негодных машинах».

Дважды самолет Бегельдинова сбивали. Первый раз на нашей территории, а второй раз на территории противника. Аэродром находился от места падения в 40 километрах, а это очень далеко, вероятность дойти до своих очень маленькая, но он пробрался.

Можно с гордостью сказать о нем, что будучи ведущим, он ни одного своего летчика не потерял. Даже когда был командиром эскадрильи. Многие ему не верили. Но это действительно было так. Возможно, ему пригодилась его предыдущая подготовка на разведчика. Он как разведчик знал, что если немцы находились на данной территории, то сосредотачивали огромное количество танков и артиллерии, а прорыв проходил в радиусе трех километров. И на этом участке все силы, и вот летчиков отправляют на этот пятачок. Если идти прямо на эту цель, то обязательно из группы кого-то собьют: 12 самолетов в группе, напрямую никогда не шли в атаку. Больше всех боевых вылетов сделал Бегельдинов. Их у него около – 305! Обычно дважды герои делали максимум 240 вылетов.

В октябре 1944 года за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка и Кировоград, и сбитые четыре вражеских самолета старшему лейтенанту Бегельдинову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени им было совершено около 200 боевых вылетов. Также Бегельдинов участвовал в битве за Берлин. 27 июня 1945 года ему было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый бой

Это было в районе Демянской группировки, которая была особо укреплена танками и артиллерией противника. Эскадрилья Бегельдинова шла «девяткой»: впереди три самолета, по бокам – еще по три. В тройке с правой стороны летел Бегельдинов –    ведомым. Это было сразу после летной школы и ему как молодому объяснили: «как у ведущего полетят бомбы, так ты и выбрасывай, как стреляет – и ты стреляй, куда тебе не важно, ты, главное, стреляй!».

При подходе к цели, летчики слышали: «горбатые – горбатые (это называли так советские самолеты ИЛ, а истребителей – «маленькими»), будьте внимательны, над целью – истребители противника в трех ярусах!». Это значило, что они летят на трех тысячах метров, на 1,5 тысячах и на бреющем полете. Из воспоминаний Бигельдинова: «Маленькие, прикройте горбатых, – приказывает начальство. То есть задача истребителей, когда мы идем в бой, – прикрывать нас. А у них всего – то один пулемет на борту. Это потом у них пушки появились, в конце 42 – го… В этом бою я потерял своих верных боевых товарищей». Оставшись один в небе, он выполнил приказ – атаковать. Сбросил бомбы, и, как положено, левым разворотом на бреющем полете вышел из линии фронта к своим. Летит над болотистым местом, кругом – лед, земля, болото. Про себя думает, вряд ли здесь будут немцы, летит медленно, осматриваясь. И вдруг трасса (пулеметная очередь) прошла впереди. Это был немецкий самолет «Мессершмидт».

Талгат Бегельдинов его увидел в первый раз. Ощущая сильное переживание, шла внутренняя борьба нервов, сил и духа. Молодость творит чудеса – «а если самому напасть?». Он не растерялся, моментально сконцентрировался, стал действовать активно и начал в небе «гонять» немецкий бомбардировщик. Открыл огонь и попал. Немецкий летчик сел на проталину, вышел из самолета и стал осматривать. Машина была почти целая, тогда Бегельдинов разворачивается и выпускает пулеметную очередь прямо в хвост самолета. Так был подбит первый самолет. Номер боевой машины у Талгата был тринадцать.

«Вы представляете, что сделал этот старший сержант? Он одним разом напрочь опрокинул представление о возможностях наших «ИЛов». О том, чтобы силой с ними (истребителями) меряться, бой принимать, не могло быть и речи. А он, видишь, принял бой! И ведь победил, сбил гада. Да какого!?…Немецкого аса, капитана фон Дитриха, на его счету  около двухсот боевых вылетов, – восклицал командир дивизии. – Так, значит, ты и есть тот самый старший сержант Бегельдинов Талгат, из Казахстана.

Пятеро боевых товарищей погибли в том бою. Немецкого летчика, сбитого самолета, поймали советские артиллеристы. Во фронтовой газете печатают, что немецкий летчик – ас требовал показать ему, кто его сбил».
За этот бой Талгата Бегельдинова наградили Орденом Отечественной войны Второй степени.

 Мирное время

 После войны в 1950 году Бегельдинов закончит Военно-воздушную инженерную Академию имени Жуковского. В то время было бурное развитие реактивной авиации, надо было испытывать новые самолеты, но такой профессии, как летчик – испытатель еще не было. Так Бегельдинов стал летчиком – испытателем. Их было пять человек. Подготовка шла в жестких условиях. При испытаниях новых самолетов четверо из товарищей Бегельдинова погибли, он сам получил сильные увечья, у него в двух местах был поврежден позвоночник.

В 1957 году Талгата Бегельдинова комиссовали из армии с формулировкой «не годен к строевой по состоянию здоровья». В эти годы Талгата Якубековича  назначают в Главное Управление гражданской авиации в Республике Узбекистан. В послевоенные годы он закончит заочно инженерно-строительный институт, получив диплом инженера-строителя. По возвращении в Казахстан перед ним была поставлена задача – развитие гражданской авиации Казахстана. А для этого нужны были современные аэродромы, поскольку в эти годы в воздушном пространстве СССР стали летать новые самолеты ИЛ-18. Так в Алматы было начато строительство нового аэропорта, проектная стоимость которого составила около четырех миллионов рублей. Данный проект был поддержан первым секретарем ЦК Компартии Казахстана   Д.А. Кунаевым.

Бегельдинов награжден 11 почетными грамотами Верховного Совета Каз. ССР и одна из них «За срочное выполнение правительственного задания по строительству аэродрома». В последние годы работал в тресте «КазстройМонтаж», где от прораба прошел трудовой путь до заместителя, управляющего трестом. В эти годы под его руководством были построены Лисаковский горно-обогатительный комбинат, Джамбульский фосфатный завод, Дворец Республики в Алматы, Национальную библиотеку, Государственный цирк. Заслуга Бегельдинова Талгата в том, что во всех областных центрах были построены автошколы, поскольку долгие годы он являлся председателем Общества автомотолюбителей.

Память

10 ноября 2014 году Талгата Якубековича не стало. Он прожил долгую яркую и непростую жизнь. Никогда не пасовавший перед трудностями, во всем и всегда шел до конца. Его путь является примером для молодого поколения. Свои воспоминания о сложном пути к профессии летчика, боевых буднях и послевоенном времени он изложил в книге «Илы атакуют», изданной в 1966 году. Книга стала очень популярной не только в Казахстане, но и на территории всего СССР. Подвиг Талгата Бегельдинова лег в основу многих телевизионных передач, документальных и художественных фильмов.

1. 9 мая 2000 года был открыт бюст дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова на Аллее Славы города Кокшетау.
2. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова установлен в городе Фрунзе (ныне Бишкек).
3. В АктюбинскеВоенный институт Сил воздушной обороны (ранее АВВАУ) носит имя дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова.
4. В Караганде Республиканская военная школа-интернат носит имя дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова.
5. В декабре 2015 года бронзовый бюст, копии личных документов, фотографии, а также портрет Т. Я. Бегельдинова переданы в дар Центральному музею Великой Отечественной войны в Москве.

Книги, написанные Талгатом Якупбековичем:
«Илы атакуют» –  Алма-Ата, 1966.
«305 рейдов» – Фрунзе, 1966.
«Пике в бессмертие» – Алматы, 2000.

Фильмы о Талгате Бегельдинове
1979 – «Высокое небо Талгата» – киностудия «Казахфильм».
1985 – «Победы звёздный час» – киностудия «Казахфильм».
2014 – «Подняться в воздух» – РОО «Совет генералов».

  Пике в бессмертие

(Глава из книги)

Автор: Т. Бегельдинов

прочитать книгу

 

Introduction