Войти Регистрация

Укили Ыбырай

Укили Ыбырай Сандыбаев, годы жизни: 1860–1930

Народный певец, композитор, ақын. Родился в Володарском районе Кокшетауской области. Погиб в 1930 году, став жертвой тоталитарной системы.

  • Биография
  • Биография

Ыбырай Сандыбайулы (1860, ныне а. Оскен Айыртауского р-на Сев.-Казахстан. обл.-1930), казах. нар. композитор, певец (тенор), акын-импровизатор. У. учился у известных казах. певцов-акынов (Орынбая, Арыстанбая, Шоже, Биржан-сала, Ахана-сери, Балуана Шолака, Тезекбая). У. — автор ок. 40 песен, среди к-рых наиб. известны: «Гәкку» (4 варианта), «Арарай», «Дүние», «Желдiрме» и др. Его песни полны оптимистич. мотивов, мелодичности и глубокой задумчивости. Вершиной творчества У. явл-ся популярная песня «Гәкку», к-рую Е. Г. Брусиловский использовал в опере «Кыз-Жибек» (ария Жибек), а песню «Арарай» — в опере «Ер Таргын» (ария Ак-жунус). В поэзии У. воспевает молодость, красоту верховой охоты. Драматург Ш. Хусаинов написал о нем пьесу «Қайран Гәкку».

Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/4769
© e-history.kz

Уалиханов Шокан Шынгысович
1835-1865 гг.

Приветствую тебя, Чокан.
О ты, души моей чекан,
Что ты сказал бы о сегодня,
Простив замыленный мне взор,
Простив мне дух  мой несвободный
И все,чем жил я до сих пор.
Служа империи, умел ты
От пут достойно отстоять
И вольно поступать  и  мелким
Расчетом душу не пятнать.
И сгинет несвобода духа.
Но глянул: вновь ты вдалеке,
Мой спутник,  шаг держа упругий,
Как Прометей, с огнем в руке

Сагин — Ширей

Детские и юношеские годы Шокана Уалиханова

Чокан (Мухамед — Ханафия) Чингисович Валиханов родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун, в семье влиятельного и богатого казахского султана Чингиса Валиханова. Предки его принадлежали старинному султанскому роду. Прадед Чокана, хан среднего жуза Абылай, одним из первых принял русское подданство и на протяжении всей жизни поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын Абылая – Вали, последний хан среднего жуза, развивал эти связи. Вали, от которого Чокан получил свою фамилию, приходился ему родным дедом.

Отец Чокана — Чингис Валиев, внук хана Абылая, родился  в 1811 году в Сырымбете. С юных лет Чингис тесно общался с русскими, окончил Омское войсковое училище, был одним из тех феодалов, которые пошли на сближение с царской администрацией. Детские годы  Чокана прошли в ауле, в усадьбе своих предков Сырымбет. Это – красивейшие места в Северном Казахстане, овеянные историческими легендами, здесь в частной казахской школе он получил начальное образование, овладел основами арабского письма, научился рисовать.

Султанские дети, по традиции должны были изучать несколько восточных языков, нужно было знать «Языки семи народов». Этот обычай тогда еще соблюдался и Чокан хорошо усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту.

В духовном развитии Чокана большую роль сыграла его любимая бабушка Айганым, которая привила своему внуку любовь к народной песне, преданиям, сказкам, поэзии казахов.  Это была умная, дальновидная и для того времени образованная женщина.  Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом МИД и Сибирским комитетом в Петербурге. Судя по архивным источникам, круг общественно-политических интересов Айганым был довольно широк. После принятия «Устава о сибирских киргизах» без ее участия не проходило ни одно сколько-нибудь важное событие в Центральном и Северном Казахстане. Айганым стремилась к укреплению дружественных отношений между казахами и русскими. Она помогала русским ученым и инженерам, занимавшимся геодезическими исследованиями в Казахской степи. «Айганым, родная его бабушка по отцу,- писал Семенов-Тян-Шанский,- вдова хана Валия со своими детьми осталась верной России, в то время, когда остальные ее родичи, дети хана Валия от первого брака и его братья, не хотели признавать того, что хан Валий принял русское подданство. Александр I с большим вниманием отнесся к вдове хана Валия и велел выстроить ей в Киргиской степи дом, в котором родился Чокан Валиханов»

Рассказы бабушки Айганым, песни знаменитых на всю Сары — Арку сказателей — жирау, акынов — рано пробудили в мальчике интерес к жизни своего народа и в значительной степени повлияли на его дальнейшее развитие. Светлые воспоминания о бабушке — носительнице лучших народных традиций, обычаев — Чокан сохранил на всю свою жизнь. Осенью 1847 г. Чокана отправили в сибирский кадетский корпус- лучшее учебное заведение Сибири в те годы, созданное в 1845- 1846 гг. в Омске на базе бывшего училища Сибирского линейного казачьего войска. Здесь он изучал историю, литературу, географию, физику, математику, геодезию и другие дисциплины, овладел французским и английским языками. Программа обучения в Корпусе была насыщенной и обширной, преподавали интересные квалифицированные специалисты. Одаренный мальчик, к тому же казах, делающий большие успехи в учебе и подающий несомненные надежды на будущее, привлекал внимание, как преподавателей Корпуса, так и многих образованных представителей омской интеллигенции, в частности К.К. Гутковского и С.Я.Капустина. В 1853 году Чокан Валиханов окончил Сибирский кадетский корпус и вскоре после выпуска был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири и области пограничных киргизов Г.Х. Гасфорта. Это назначение позволило молодому офицеру не только глубже познакомиться с политическим и экономическим положением края, но и осуществить свою мечту об исследованиях неведомых стран и народов. Вступив, на службу, молодой Чокан Валиханов сразу столкнулся с офицерской и чиновничьей средой, в своем большинстве это были реакционные офицеры и чиновники, составляющие колониальный аппарат царизма. Царские чиновники всячески мешали научным начинаниям Чокана Валиханова, пытались принизить результаты научной экспедиции в Кашгаре, строили против него козни, чтобы помешать его избранию старшим султаном Атбасарского окружного приказа. Ч.Валиханов с первых дней службы чувствовал себя одиноким в этой среде и искал выхода из окружающей его пустоты и невежества, стремился заняться общественно- полезным трудом. Чокан, жаждущий служить Родине, стремился к плодотворной и творческой деятельности. Такая возможность ему представилась очень скоро. Этому способствовала историческая обстановка, сложившаяся в Казахстане в связи с добровольным присоединением казахов Старшего жуза к России, Царская администрация остро нуждалась в образованных людях из коренного населения, хорошо знавших условия жизни, быта и обычаи народов. В этом отношении Чокан Валиханов был незаменимым для нее человеком. Несмотря на молодость (18 лет), он лучше других офицеров знал быт, обычаи, особенности духовной и материальной культуры казахского народа, знал ряд  восточных языков. В силу указанных причин Чокан был привлечен к выполнению этой важной миссии. С 1854-1857 гг. Чокан принимает энергичное участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен бугу, сарыбагыш и солту к России. Служебные поручения он успешно сочетает с научными занятиями: собирает разнообразные сведения по географии, генеалогии, истории, записывает обычаи, народную поэзию казахов и киргиз.

В 1855 году Чокан принял в поездке генерала Гасфорта Г.Х. и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного. Это путешествие положило начало глубокому научному изучению им истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материал по статистике, обычному праву и древней религии казахов. На обратном пути Чокан сопровождал Г.Х. Гасфорта только до Алтын-емельского хребта, оттуда совершил поездку к Джунгарским воротам, путешествовал в районе озера Алакуль и по Тарбагатаю, затем направился в Центральный Казахстан и, следуя через Каркаралы, Баян-Аул и Кокчетав, осенью вернулся в Омск. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление у молодого Валиханова. В начале 1856 года Чокану Валиханову присуждается следующий чин поручика. По возвращении в Омск приступает к обобщению собранных материалов, на основании которых составляет официальные записки по вопросам землепользования, родовых и семейных отношений и древней религии казахов. Широкое поле для развертывания научной деятельности открылось перед Валихановым в 1856 году. Он принимает участие в крупной военно-научной экспедиции, организованной под руководством полковника М.М. Хоментовского. Целью экспедиции было ознакомление с киргизским народом и топографическая съемка бассейна Иссык-Куля.

Во второй половине мая 1856 года Чокан Валиханов в составе экспедиции М.М Хоментовского начал свое путешествие. Его маршрут лежал от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль. В начале он посетил Заилийский Алатау и через его перевалы прошел на Кунгей, а затем на Терскей Алатау, побывал на побережье Иссык-Куля, а затем по долине реки Джиргалан поднялся к вершинам Центрального Тянь-Шаня, откуда смог обозреть величественную панораму Хан-Тенгри. «Путешествие мое,- пишет Чокан Валиханов, — по свойству пройденной местности, можно разделить на два периода. Первый период заключает путь мой по Джунгарии, т.е. в Семирецком, Заилийском крае и на озеро Иссык – Куль…».  Всего в Джунгарии Валиханов находился пять месяцев и успел осмотреть этот край вдоль и поперек от Ала-Куля до Тянь- Шаня. Во время этой поездки Чокан собрал орнитологическую и энтомологическую коллекцию, составил гербарий, изучил флору и фауну Семиречья и Иссык — Куля, принял участие в съемке озера, в результате которой на новой карте были изменены форма и контуры его берегов.

Сильное впечатление на Чокана Валиханова произвели уникальные памятники древней культуры, встреченные им в Семиречье и на Тянь-Шане. Его особенно интересовали остатки древней городской культуры на озере Иссык-Куль, остатки древних оросительных систем, памятники архитектуры и каменные изваяния. Путешествуя по Иссык-Кулю и Центральному Тянь-Шаню, Чокан посещал киргизские аулы, интересовался жизнью и бытом различных племен, подолгу живя среди них, он часто беседовал со знатоками киргизской старины, слушал песни и рассказы киргизских ырчи (сказателей), постоянно записывал народные легенды, исторические и генеалогические предания, сказки и эпические поэмы киргиз. В 1856 году царское правительство решило вопрос об отправке в Кульджу «особого лица», для переговоров с китайскими властями относительно налаживания торговых отношений с Китаем. Этим «особым лицом» стал Чокан Валиханов.  В начале августа Чокан направляется в Кульджу.  По пути он посетил ряд приграничных пунктов Западного Китая. Чокан был снабжен инструкцией Министерства иностранных дел, в которой говорилось: «…Действовать, во всем совещаясь с консулом в Кульдже… Главная наша цель добиваться решения дела с Китаем дружелюбным путем и скорее восстановить прерванные торговые отношения…». Таким образом, Валиханову предстояло выполнить сложную дипломатическую миссию. Это важное поручение было выполнено им превосходно. После ряда совещаний с китайскими сановниками в Кульдже правительству удалось упорядочить торговые отношения с Китаем и восстановить дружеские связи между обоими государствами.

Введение