Войти Регистрация

Бурабай

Расположен в Бурабайском районе Акмолинской области Казахстана. Национальный парк «Бурабай» находится в ведении Управления делами Президента Республики Казахстан

  • Общие сведения
  • Природный парк
  • Поселок Бурабай
  • Географическое положение
  • История
  • Горы
  • Бурабай
  • Жумбактас
  • Жекебатыр
  • Окжетпес
  • Сакральные места

Бурабайский район (до 2009 года — Щучинский район) — административная единица Акмолинской области Казахстана. Административный центр — город Щучинск.

Расположен на севере области, к востоку от областного центра Кокшетау. Граничит на севере с Северо-Казахстанской областью.

Район был образован в 1928 году в составе Кзыл-Джарского округа (центр город Петропавловск) из Макинской, Щучинской и частей Крестьянской, Советской волостей Кокчетавского уезда Акмолинской губернии. C 1932 года в составе Карагандинской области, с 1936 года в Северо-Казахстанской области, с 1939 года в Акмолинской, с 1944 года в Кокчетавской. В 1997 году после упразднения Кокчетавской области район вновь вошёл в состав Северо-Казахстанской области, а с 1999 года Акмолинской области. 3 сентября 2009 года Щучинский район указом Президента Казахстана переименован в Бурабайский район.

ПРИРОДНЫЙ ПАРК

  1. Полное наименование организации: Государственное учреждение «Государственный национальный природный парк «Бурабай» Управления делами Президента Республики Казахстан»;
  1. Руководитель: Газиз Алиби Газизович — директор
  1. Заместители руководителя:

— Быков Сергей Васильевич — заместитель директора по туризму и науке;

— Даньяров Олжас Серикович — и.о. заместителя директора, главного лесничего.

  1. Год основания организации: ГУ ГНПП «Бурабай» организовано согласно Постановления Правительства от 12 августа 2000 г. приказом № 1246;
  1. Сфера деятельности:

Сферой деятельности ГНПП «Бурабай» является природоохранная, научная, эколого — просветительская, туристическая, рекреационная работа;

  1. Описание организации: ГНПП «Бурабай» имеет статус природоохранного и научного учреждения и входит в систему особо охраняемых природных территорий республиканского значения, предназначенного для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, использования в природоохранных, научных, эколого-просветительских, туристических и рекреационных целях уникальных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность. Общая площадь ГНПП «Бурабай» составляет 129 532 га.;
  1. Адрес: Акмолинская область, Бурабайский район, поселок Бурабай, улица Кенесары, 47/Б;

ИСТОРИЯ

осударственный национальный природный парк «Бурабай» (Боровое) создан в 2000 г. с целью охраны озерно-горно-лесных ландшафтов, упорядочения туризма и организации отдыха населения на его территории.

Расположен парк на территории Щучинского района Акмолинской области. Его площадь 83511 га. В настоящее время парк находится в ведении Управления делами Президента Республики Казахстан.

Постановлением Правительства РК от 19 июля 2005 г. № 746 утвержден новый «Перечень особо охраняемых природных территорий республиканского значения», в который входит и национальный парк «Бурабай».

Еще в 1935 г. примерно на этой же территории был создан заповедник «Боровое» с целью изучения, охраны и обогащения флоры и фауны этих уникальных мест. В него входили горно-лесной массив и прилегающие к нему с севера степные пространства и озера.

К сожалению, заповедник просуществовал всего 16 лет и был ликвидирован в 1951 г. в числе многих других заповедников бывшего СССР. Национальный парк занимает Боровской горно-лесной массив, расположенный в восточной части Кокшетауской возвышенности (северо-западная часть Казахского мелкосопочника).

Наибольшая высота хребта Кокшетау 887 метров над уровнем моря возвышается гора Синюха. Хребет сложен из глубинных магматических пород, в основном из гранитов.

Встречаются также пегматиты, сиениты, порфириты. Внедрившаяся когда-то из глубин земли расплавленная магма преобразовала состав поверхностных осадочных пород. Образовались метаморфические горные породы — кристаллические сланцы, кварциты, кремнистые известняки.

В результате тысячелетнего размывания и выветривания горных пластов появились каменные глыбы необычайно оригинальных очертаний, напоминающие башни, стены, столы, чудовища.

С востока к хребту Кокшетау прилегают более низкие участки гор, где пологие увалы, сопки, гряды чередуются с межсопочными понижениями, равнинами и западинами. В Боровском массиве много живописных озер — Боровое, Щучье, Котырколь, и Малое Чебачье, Карасье, Светлое и др.

Большинство озер пресные, некоторые — солоноватые. Имеется разветвленная сеть речек и ручьев — Сарыбулак, Громовая, Колчакты, Килчакты, ручей Иманайский и др.).

Некоторые из них соединяют озера между собой. Климат района континентальный — с холодной продолжительной зимой и жарким коротким летом. Среднегодовая температура воздуха равна + 25 С, средняя температура января -16.7°С, июля +18.6°С.

Абсолютный минимум температур -52°С, абсолютный максимум +42°С. Продолжительность безморозного периода составляет 100 — 125 дней, характерны ранне-осенние заморозки. Годовое количество осадков около 300 мм, их максимум приходится на летний период.

Снежный покров устанавливается в октябре, сходит в апреле.

Почвы в национальном парке Боровое буроземные или дерново-оуроземные, фрагментарные и маломощные. Большая часть мелкозема, образовавшегося в результате выветривания, сносится вниз по склонам, поэтому значительная площадь поверхности оголена.

Однако часть мелкозема скапливается в расщелинах скал, углублениях, на плоских поверхностях глыб. В таких местах появляются всходы сосны, затем формируется подрост и взрослые деревья, корни которых проникают по расщелинам на значительную глубину.

Сосны произрастают большей частью на гранитных низкогорьях, но в ряде мест встречаются и на кварцито-сланцевых грядах и увалах. Как и другие островные боры Казахстана, Боровской массив представляет собой один из оставшихся островков почти сплошных хвойных и смешанных лесов, простиравшихся в плейстоцене от восточных склонов Южного Урала до западных предгорий Южного Алтая.

В тот период в условиях влажного и прохладного климата сложились благоприятные условия для проникновения в мелкосопочник лесных видов флоры и фауны из северных областей.

Часть этих реликтовых видов сохранилась до настоящего времени. Позднее, в голоцене, из- за циклических изменений климата площадь лесов то увеличивалась, то сокращалась, и со временем боры приняли островной характер.

В дальнейшем, особенно на протяжении двух последних столетий, сокращение лесов происходило уже под воздействием человека. Основные формы этого воздействия — рубка леса, лесные пожары и выпас скота, в результате чего отдельные небольшие островки боров полностью исчезли, другие существенно уменьшились или превратились в редколесья.

Боровской лесной массив находиться в степной зоне в подзоне разнотравно-ковыльных степей. Здесь насчитывается 757 видов растений, в том числе 95 редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Из древесных пород наибольшую площадь занимает сосна. Сосняки произрастают в низинах, на пологих и крутых склонах, на вершинах сопок и увалов, скалистых гребнях гор.

В зависимости от места и условия произрастания, различают несколько типов соснового леса: боры каменисто-скальные, каменисто-лишайниковые, травянисто-мшистые, низинные.

В более влажных борах вместе с сосной растут березы — бородавчатая и пушистая, осина. Кустарниковый ярус развит слабо, особенно в сухих борах. Встречаются шиповник, кизильник, боярышник, можжевельник, ива, спирея, смородина, малина.

Травяной покров разрежен в сухих каменистых борах и довольно густ в низинных. Много бореальных реликтов — грушанки, папоротники, хвощи, плауны, осоки, линнея, костяника, брусника, кое-где клюква.

Каменные глыбы и стволы деревьев во многих местах поросли лишайниками, а более влажные места — зелеными мхами. Некоторые растения стали редкими. В Красную книгу Казахстана занесены росянка круглолистная, башмачок крупноцветный, башмачок настоящий, плаун баранец, дремлик болотный, зимолюбка зонтичная, пальчатокоренник Фукса, кладина оленья (лишайник), а также ольха клейкая (или черная).

Известно всего два десятка деревьев черной ольхи, произрастающих на восточном берегу озера Щучье. Редкими для данного региона видами являются также калина, черемуха, клюква, смородина каменная, можжевельник обыкновенный, вахта трехлистная, касатик сибирский, пушица узколистная, седмичник европейский, линнея северная, кочедыжник женский.

В составе флоры много лекарственных, пищевых, декоративных и других полезных растений. По окраинам озер Карасье, Светлое, Щучье сохранились реликтовые торфяные болота, лежащие далеко к югу от основного ареала в лесной зоне Западной Сибири и Урала.

Здесь встречаются открытые сфагновые болота, поросшие низкорослой сосной («рямы») или березняком с примесью сосны («согры»). Они имеют четко выраженный бореальный облик и резко контрастируют с окружающими их остепненными сосновыми лесами.

На болотах и около них встречается наибольшее для Казахского мелкосопочника количество северных растений: брусники, клюквы, линнеи, осоки, хвоща, зимолюбки, пушицы, гудайеры, грушанки, рамишии, белозора и др.

Толщина торфяного пласта болот достигает трех метров. Упавшие деревья, их обломки и торчащие корни покрыты мхом и создают картину первобытной болотной чащи.

В фауне позвоночных насчитывается 305 видов, в том числе 87 редких и исчезающих.

Из копытных обитают сибирская косуля, кабан, лось. В 60-х годах прошлого столетия предпринята попытка реакклиматизировать обитавшего здесь ранее марала. Однако в дальнейшем в эти же леса были завезены гибридные асканийские олени, которые размножились и в настоящее время населяют Боровской лесной массив.

Из хищных встречаются волк, лиса, корсак, барсук, колонок, горностай, ласка, степной хорь, лесная куница, рысь. Прижилась в лесу и американская норка; исходным поголовьем стали зверьки, сбежавшие из звероводческих ферм.

Попытка реакклиматизировать здесь бурого медведя, ранее населявшего эти леса, успехом не увенчалась. Хотя завезенные медведи уже дали потомство, все же им не удалось выжить в густонаселенном районе, и звери постепенно исчезли.

Из грызунов многочисленны полевки, мыши, крысы, успешно акклиматизирована белка-телеутка. Обычен заяц-беляк, по опушкам леса встречается заяц- русак. Расщелины скал и чердачные помещения населяют летучие мыши — северный кожан, рыжая вечерница, прудовая и водяная ночницы, ночница Брандта.

Из насекомоядных обитают обыкновенный и ушастый ежи и несколько видов землероек. В Красную книгу Казахстана занесена лесная куница. Объекты охоты — все копытные и хищные звери (за исключением куницы), зайцы, ондатра, белка.

В составе фауны насчитывается более 200 видов птиц. Из хищных птиц встречаются беркут, орел-могильник, большой подорлик, ястребы — тетеревятник и перепелятник, болотный и полевой луни, обыкновенная пустельга, чеглок, кобчик, филин, ушастая сова.

Обычны грач, сорока, полевой воробей, большая горлица, кукушка, сизоворонка, иволга, лесной конек, луговой чекан, черноголовая овсянка, дрозды, дятлы, синицы и др. На озерах гнездятся серый гусь, кряква, шилохвость, гоголь, длинноносый крохаль, лысуха, серая цапля, поганки, чайки, кулики.

Во время пролета количество водоплавающих птиц на озерах значительно увеличивается. В Красную книгу Казахстана занесены беркут, могильник, филин, серый журавль. Объекты охоты — тетерев, серая и белая куропатки, перепел, глухарь, лысуха, утки, гуси, кулики.

Из рептилий встречаются прыткая и живородящая ящерицы, степная и обыкновенная гадюки, обыкновенный уж, узорчатый полоз, а из амфибий — зеленая жаба, остромордая и травяная лягушки.

Озера богаты рыбой. Здесь водятся окунь, плотва, щука, язь, карась, линь. В фауне беспозвоночных, слабо изученной, насчитывается, видимо, несколько тысяч видов. В Красную книгу Казахстана занесены несколько видов насекомых: красотка девушка (стрекоза), дыбка степная и севчук Сервиля (кузнечики), сколия степная (оса) и червец карминоносный польский.

Последний вид является источником естественного красителя — кармина. За удивительную красоту ландшафтов отдыхающие именуют окрестности Борового Казахстанской Швейцарией.

Особую живописность этим местам придают расположенные у подножья гор глубокие прозрачные озера, окаймленные гранитными массивами с сосновым лесом. Широко известны озера Боровое, Щучье, Карасье, Большое и Малое Чебачье и другие.

Длительные процессы размывания и выветривания обусловили появление здесь экзотических скал и сопок.  Наиболее популярны из них Окжетпес, Спящий рыцарь, Беркут, Верблюд, Кабарга.

Особенно оригинален Сфинкс — выступающая из озера Боровое скала, похожая по своим очертаниям на гигантскую голову египетского сфинкса. В Боровском горно-лесном массиве много домов отдыха, санаториев, турбаз, туристических маршрутов.

Очень широко известен курорт Боровое. Перед национальным парком стоит задача сохранения уникальных ландшафтов и восстановления нарушенных природных комплексов.

С этой целью на территории парка выделяется несколько зон с различным режимом охраны и использования: заповедная, охранно-рекреационная, рекреационно-хозяйственная, буферная.

Учеными проводятся научные исследования по изучению и поиску путей сохранения и восстановления соснового леса — главной ценности национального парка.

Заповедники и национальные парки Казахстана. Алматы, 2005 г, Н.П. Огарь, А.А. Иващенко.

http://silkadv.com/ru/node/996

Курортный поселок Боровое был основан в 1852 году в ныне Акмолинской области. Входит в состав Боровской поселковой администрации. Возведён у одноимённого озера.

Посёлок находится в 95 км к юго-востоку от Кокшетау, в 20 км к северу от железнодорожной станции «Курорт Боровое» (в городе Щучинск).

Расположен на Кокчетавской возвышенности, на высоте около 480 м, в сосновом бору, на перешейке, разделяющем озёра Бурабай и Большое Чебачье.

Бурабай называют «жемчужиной Казахстана» и «казахстанской Швейцарией».

В национальном парке Бурабай расположено 14 крупных озер, в том числе Бурабай, Щучье, Катарколь, а также множество мелких озёр. Визитной карточкой Борового называют гору Кокшетау (Синюха) высотой 947 метров.

Координаты: 53°05′14″ с. ш. 70°18′00″ в. д.

Население: Согласно данным составленным на 2012 год население курортного поселка составляет 5800 человек.

После образования Казахского союза Боровое сделалось одним из богатейших улусов Среднего жуза. В начале XVIII века в казахские степи стал проникать северный сосед — Россия.

На берегу Иртыша заложили в 1716 году крепость Омск. Позже повели Иртышскую укрепленную линию от Омска до Семипалатинска. Вскоре от Омска по степям на запад через Петропавловск до оренбургских земель поселенцы потянули Горькую линию, строя укрепления, выселки, основывая станицы.

Постепенно Россия брала под свое державное покровительство земли кочевников-казахов, защищая их от нападения чужестранцев.

Уже в 20-х годах XIX века на древних скифских разработках золотых россыпей появились артели русских промышленников. Казаки с охотой заселяли благодатные боровские места: в 1849 году основали станицу Котуркульскую, на следующий год — небольшой выселок Щучье (ныне город Щучинск).

Еще через два десятка лет предприимчивый казак Зубов присмотрел для дела бурную протоку между озерами Боровое и Большое Собачье и поставил на ней первую в урочище водяную мельницу.

За мельником потянулись на речку Громотуху и другие новоселы, срубили себе избы из вековых сосен. Так возникла станица Боровская. А между тем молва о живописнейшем крае, дарующем здоровье, росла.

И стали приезжать сюда жители Омска и Петропавловска, а кто и из живущих подальше — подлечиться чудодейственным кумысом и целебным воздухом, подивиться на свежие красоты Борового, походить по нехоженым заповедным тропкам, порыбачить в чистых голубых озерах, богатых непуганой рыбой.

Кусочек жизни столетней давности сохранили нам записки русского географа и путешественника Ивана Яковлевича Словцова, совершившего поездку в Кокчетавский уезд Акмолинской области в 1878 году.

Читая его небольшую книгу, можно составить себе представление о том, каким было заповедное место в прошлом веке. … Только на другой день поздно вечером доехали путешественники до Щучинской станции.

(Сейчас из Алма-Аты до Борового мы добираемся часов за восемь, включая путь от дома до аэропорта. Вот она, нынешняя доступность заповедных мест). Каким увидел Боровое Словцов?

Незамысловатый слог ученого повествования доносит, радостное чувство первооткрывателя неповторимого по красоте уголка земли: «Едва ли по всей Киргизской степи найдется такая живописная и богатая разнородными дарами местность, какую представляют окрестности Кокчетавских гор и в особенности склоны последних с восточной стороны.

На небольшом сравнительно клочке земли, верст в 20 в диаметре, горные утесы, напоминающие Кавказ и Алтай, поросшие хвоями, вошли в чудное сочетание со стихией вод, которая представляет здесь множество крупных и мелких озер, с водой прозрачной, как кристалл, и окруженных баррикадами скал самых фантастических очертаний: в виде грибов, церквей, столбов, разрушенных крыш и пр.

Поразительно чудную картину представляет это сочетание суши и воды во время восхода солнца, когда неподражаемые переливы света отражаются от поверхности гoлубых вод». Словцов И. Я. Путевые записки, ведённые во время поездки в  уезд Акмолинской области в 1878 г. // Записки ЗСОИРГО. — Омск, 1881. — Кн. 3. — С. 1—152.

Боровое было основательно обжито: в округе появились станицы Щучинская, Александровская, Котуркульская, села Еленовка, Дорофеевка, Боровая. По свидетельству такого солидного издания начала века, как «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», в станице Щучинской было примерно 400 казачьих и крестьянских дворов, более двух тысяч жителей. Станица считалась зажиточной: в ней четыре лавки «с большим выбором товаров», церковь, мужская и женская школы, почтово-телеграфное отделение, частный и казенный склады земледельческих орудий, небольшие маслодельни, станичное управление и, что немаловажно и весьма существенно для этого края, лесничество. «Сюда приезжает летом много дачников на кумыс», — замечено походя в книге. Они стремились в эти края, привлеченные замечательно здоровым климатом и кумысом высокого качества издалека, скажем, из Тобольска, Томска, Акмолинска и Семипалатинска.

Но, увы, не многих желающих отдохнуть в Боровом могли принять тесноватые избы станичников. «К сожалению, здесь не имеется для приезжающих лечиться удобных помещений, нет постоянного врача, наконец, нельзя даже надеяться на дешевизну пищевых продуктов: продажа их находится в руках нескольких семей, и цены стоят всегда выше, чем даже в больших городах края», — сетует автор статьи в «Полном географическом описании» (заметим, книга, содержащая эту статью, появилась в свет в 1903 году).

Да разве могли приютить всех желающих отдохнуть и восстановить здоровье в Боровом два деревянных барака, выстроенных под летние дачи еще в 80-е годы того века отставным генералом Пахомовым?

Впрочем, больше всего развитию курортного местечка препятствовала отдаленность железнодорожной ветки и крайняя неустроенность проселков, тянущихся от Петропавловска на добрые двести верст. И все же отставной генерал  верно предугадал курортное будущее Борового.

С начала нынешнего века дальновидный сибирский чиновник  — управляющий земледелием и государственными имуществами Акмолинской и Семипалатинской губерний В. В. Барышевцев — занялся благоустройством, по существу, дикого уголка, которому сам бог велел служить людям оздоровительным центром.

По его предложению были построены дороги вдоль северного берега озера Боровое и по восточному склону Синюхи, сооружен добротный мост через речку Громотуху.

В 1910 году российским доктором Емельяновым в горно-озерном лесном оазисе «Боровое» был открыт первый сибирский климатический и кумысолечебный санаторий.

Только в 1913 году здесь поправляли свое здоровье 2 тысячи человек. Вскоре начали открываться ведомственные санатории некоторых омских учреждений. (Михайлов, М. П. Кумыс и кумысолечение (В условиях Сибири и Бурреспублики) [Текст] / Из госпитальной терапевтической клиники Иркутского Государственного Университета и курорта Усолье. — Верхнеудинск, 1929. — 55 с)

В 1909 году представитель английской компаний господин Морис Бергль выкупил крупный  мясоконсервный завод располагавшийся на берегу озера Айнаколь. Хорошая работа завода, а также чрезвычайно удачное положение году составили дивиденд в 300 тысяч рублей.

Н. Сурин. Среди сибирских дельцов. (Из дорожных впечатлений) // Сибирские вопросы, 1911, № 20—21, 22—23.

Строения завода были сложены из камня на известковом растворе, так что разобрать его было практически невозможно. Каменный остов здания простоял до конца 60-х годов прошлого столетия и затем был взорван, а камни были использованы для строительства.

В годы гражданской войны в крае шла жестокая и кровавая борьба. В конце 1917 года в станице Щучинская была установлена Советская власть, но уже в начале июля 1918 года в нее вступили колчаковские войска во главе с атаманом Анненковым. На Боровском консервном заводе создается группа революционных рабочих. В Боровом скрываются из занятой колчаковцами станицы Котыркольской революционно настроенные солдаты-фронтовики Ф. Я. Полиенко и П. Е. Соколовский. Организуется партизанский отряд, в него вошли рабочие консервного завода Шиндин, Сечкин, Евтушенко, избранные сразу после Октября в совдеп поселка. В 1919 году станицу Щучинскую занял атаман Дутов. Много большевиков и им сочувствующих было зарублено в урочище Гнилая балка. Вскоре Боровские партизаны освободили от белогвардейцев Боровое, а 21 ноября 1919 года Красная Армия освободила станицу Щучинскую. В апреле в волость прибыли продотряды из Иваново -Вознесенска, из Петрограда и Москвы; изымается хлеб не только у кулаков и зажиточных казаков, но и у середняков и даже бедняков. Это вызвало недовольство крестьян и казачества. В начале 1921 года, используя затруднения с хлебом, недовольство населения продразверсткой был поднят контрреволюционный мятеж, который в марте с помощью отряда ЧОН был подавлен. После введения НЭП, принятой X съездом партии, начинает оживать мелкая частная торговля, растет социалистический сектор, развивается новая культура.

В годы войны

В годы  Великой Отечественной войны этот край стал приютом для множества ученых со всего СССР. Сначала академиков планировали эвакуировать в Томск, однако в итоге это решение было изменено в пользу казахстанского Борового. Летом 1941 года из городов западных и центральных частей России в Боровое прибыли первые академики и доктора наук. Вместе со своими семьями в Казахстан переехали Владимир Вернадский, Глеб Кржижановский, Алексей Фаворский, Николай Зелинский, Лев Берг, Леонид Мандельштам, жена Максима Горького Мария Андреева и многие другие. В общей сложности число ученых составляло 160 человек.

Пожалуй, самым знаменитым среди них был крупнейший ученый ХХ века Владимир Вернадский

Сегодня во всем Боровом отыщутся лишь несколько человек – живых свидетелей той эпохи, они уже в почтенном возрасте, одна из них – Амина Турсынбаева. Она  рассказала журналистам газеты “Караван” о деталях из жизни советских ученых, переселенных в Боровое во время Великой Отечественной войны. ( медиа портал газеты Караван 7.10.2008) Имена академиков и профессоров В.И. Вернадского, Н.Ф. Гамалеи, Л.С.  Берга, Н.Д.  Зелинского, Л.И. Мандельштама, В.Н. Образцова, В.Н. Сукачева, Г.М. Кржижановского и других знал весь мир. Они не прекращали работы и на курорте, устраивали семинары-декады и обсуждение своих работ.  На одной из дач была организована библиотека, в фондах которой к концу эвакуации находилось почти 70 тысяч томов. Многие из ученых, область работы которых была медицина, открывали и работали в госпиталях, в которые привозили солдат с фронта, больных и даже эвакуированных из блокадного тогда Ленинграда.

Для нескольких академиков и членов их семей наше Боровое стало последним пристанищем. В 1941 году умер химик М.А. Ильинский, который прибыл на курорт уже сильно больным.

На местном кладбище также похоронены востоковед Ф.И. Щербатской, лингвист Б.М. Ляпунов, а также спутницы жизни В.И. Вернадского, Н.Ф. Гамалеи, сестра М.А. Ильинского.

Абсеметов, Марат Оралбаевич.

Деятельность эвакуированных ученых в Казахской ССР в 1941-1945 гг. : автореферат дис. … доктора исторических наук : 07.00.10 / Абсеметов Марат Оралбаевич; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. — Томск, 2017. — 33 с

В ноябре 2009 года была построена и сдан в эксплуатацию первый в Казахстане 6-полосный автобан Астана — Щучинск.

Бурабай с 2010 года стал действующей игровой зоной Казахстана.

Бурабай

Высшая точка южного хребта горы Кокшетау – гора Бурабай расположена в центральной части Кокшетауской горной гряды. Гора похожа на двугорбого верблюда.

Бура – по – казахски «Грозный верблюд – самец с белой головой и телом, поросшим черной шерстью». В народном предании о Бурабае говорится, что в древние времена здесь хозяйничал необыкновенный Бура (самец верблюда). Он был громаден и красив. Шерсть на груди его была густой, курчавой и необыкновенного цвета. Она была белой как снег. Люди нарекли его Акбурой. Жил он одиноко и бродил по лесам Кокшетау. На водопой тоже ходил один и только к одному озеру – Серебряному и только по одной и той же тропинке.

Акбура был не простым. Он обладал удивительным чутьем. Он первым чувствовал приближение врага, наступление голода и джута. Тогда он начинал беситься, бить себя хвостом и оглушал окрестность диким ревом. Не переставая кричать, он пробегал по аулам, наводя на них ужас и предупреждая об опасности. Люди начинали объединяться, готовится к трудностям Вот почему Акбуру назвали хозяином земли, талисманом народа, а гору, где жил Акбура и Серебряное озеро у ее подножия, стали называть Бурабаем.

Прошли годы. И вот находится один живодер и хулиган, который вместе с такими же злыми и жестокими людьми как он сам, начинает истреблять вокруг птиц и зверей. Акбура первым почувствовал опасность для всего живого и стал трубить, предупреждая всех в окрестности о приближающейся беде, и тогда обозленная банда решает убить его. Однажды, выйдя из леса к водопою. Акбура встречается лицом к лицу с бандитами. Главарь снимает свой лук, вставляет острую стрелу и натягивает тетиву. Стрела пронзает грудь Акбуры, проходит сквозь тело и застревает во втором горбу. У Акбуры хватает сил броситься на врага. Убийца пускается на утек. Акбура, чувствуя свою кончину, возвращается в родной лес и, роняя кровавую пену изо рта, теряя силы, приходит к своему логову, поворачивает голову на юг и застывает каменной глыбой, высотой 690 метров. А огромная стрела, пронзившая его и застрявшая в горбу, видна из каменного горба.

Жумбактас

Одна из легенд про Жумбактас, камень-загадку, гласит: в стародавние времена жил в степях один бай. Было у этого бая много сыновей, но его главной радостью, алмазом  его сокровищницы, была единственная дочь-красавица, умница, рукодельница и лихая наездница.Сватались к ней только баи и бии. Даже сам могущественный хан, прослышав о необыкновенной красоте девушки, заглянуть в тот аул, но хана опередил бедный акын. Певец, обладавший золотым голосом, виртуозно игравший на домбре, был, к тому же, очень хорош собой.С первого взгляда полюбила его дочь бая, а для бедного певца она стала дороже жизни. Понимая, что бай никогда не даст согласия на брак дочери с безродным акыном, молодые решили бежать.Оседлав великолепных аргамаков, они ночью сбежали из аула. Ехали они очень долго без отдыха. А когда влюбленные, наконец, остановились на кокшетауских землях, у озера Бурабай, братья девушки нашли беглянку.К тому времени певец сделал лодку, чтобы вместе с любимой наслаждаться тихой гладью озера. И вот, когда лодка зашла в залив, жестокие сыновья бая пустили стрелы.Одна из них попала прямо в сердце влюбленного джигита. Девушка, протянув руки к заходящему солнцу, попросила превратить ее в камень: жизнь без любимого не имела смысла…

Так на озере появилась скала Жумбактас.Буквально – «загадочный камень». Этот камень на самом деле загадка. Если посмотреть на него с одной стороны – видишь девушку с развевающимися на ветру волосами, с другой – это лодка, быть может, та самая, построенная руками певца.Легенды Кокшетау из тех, что можно слушать снова и снова. И удивляться, глядя на каменные изваяния, фантазии природы и фантазии человека: природы – потому что создала такое чудо, человека – потому что услышал, что рассказали ему горы и степи.

Жумбактас — лишь одна из сотен легенд, которыми дышит благословленная земля Кокшетау.

    В северной части оз. Аулиеколь, между отрогами Кокше и Темиртау глубоко в берег вдается залив. Посередине залива остров — нагромождение выветрившихся матрацовидных пластов гранита образует причудливую фигуру, издавна названной скалой Жумбактас, то есть скала — загадка.

Действительно, если Вы идете от Голубого залива к скале Окжетпес и наблюдаете за изменением конфигурации Жумбактас, то увидите с точки «Голубой залив» профиль красивой молодой женщи- ны. Медленно идете, всматриваясь среди сосен в Жумбактас, и Вы увидите, как профиль молодой женщины превращается в профиль женщины среднего возраста и, наконец, на конечной точке наблюдения, против скалы Окжетпес в профиль старушки. Наоборот, с точки наблюдения Окжетпес — профиль старушки постепенно будет молодеть, и мы увидим профиль молодой девушки.

   В легенде говорится что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпес.

Жекебатыр

К северу от горы Бурабай — гора Жекебатыр (Одинокий батыр). Гора Жекебатыр хорошо видна с остановки Акылбайасуы с поляны Абылай-хана. Действительно, вдали на горизонте будто бородатый богатырь, не сняв с головы шлема, спит в вечном сне на зеленом одеяле.

Жанайдар Мусин в своей книге «Жер шоқтығы Көкшетау» приводит интересную легенду.

В одном из ауыле рос батыр, пока он был маленький, прыгал, бегал, горя и нужды не знал. Однажды на ауыл напали джунгарские калмыки. Аульчане не смогли объединиться и дать отпор неприятелю. Тогда молодой батыр взял коня, шлем, кольчугу и выехал из аула, чтобы собрать и объединить батыров других родов. В пути он встретился с батырами других родов и племен, которые не решилисьобъединенной силой выступить против врага.

Тогда молодой батыр решил один бороться и вступил в бой с врагами. Долго боролся, ослеп, оглох, враги одолели его. Могучее тело батыра не выдержало натиска многочисленных врагов, он упал на спину и заснул вечным сном. Батыра за одиночество звали Жекебатыр (Одинокий батыр).

Сакен Сейфуллин в поэме «Кокшетау» воспевает Жекебатыра. Об этом батыре рассказ был таков:

Он гору одну охранял от врагов

Стоя на посту, он случайно вздремнул,

И спящим остался на веки веков,

Глаза он закрыл, словно тайну хранит

Зовется гора эта Жекебатыр,

А было батыру лет сорок тогда

Гора – его тело, скала – голова.

Спит в шлеме батыр.

Нос батыровый прям.

А грудь покрывает ему борода.

Некоторые авторы называют эту гору «Спящий рыцарь»  — это неверно.Рыцарей не было в России, и тем более в Казахстане. Рыцари – благородные воины средневековой Германии, Англии и др. европейских стран.

Окжетпес

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык – «не долетит стрела»). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она -украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний.

При написании своей широкоизвестной поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес, и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства.

О скале Окжетпес наиболее известны в народе три легенды.

1.Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны. Они разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство… Грозный хан Среднего жуза – Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ, не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным. Однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную красавицу калмычку? Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом. Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы-калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного. Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:

— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..

Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка… Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов, и на упрямую калмычку, и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы… Но ослушалась грозного хана Абылая девушка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни – бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)… Так погибла юная красавица, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими. Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился жумбактас – скала-загадка, или, как ее еще очень часто называют, – Сфинкс. Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой… Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение. Если со стороны озера всмотреться на скалу, можно увидеть стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

Поляна Абылай хана

 Полувековая эпоха правления хана, известная в народе как «Золотой век Абылая» отражена не только в архивных источниках, но и в историографии. По сведениям краеведа прошлого века Карты Кантарбаева, в окрестностях Кокше-Бурабая находились две площади, связанные с именем Абылая: «Үлкен және Кіші алаңы».  По историческим данным на поляне была ставка Великого хана Абылая, объединившего все три жуза в единое целое. Выше от стелы Абылай хана в 120 метрах у подножия горы Кокше есть священное место для казахов, естественный гранитный трон Абылай хана. Этот естественный трон, свидетель исторического события, ныне именуется  «Хан тағы».  С трона  поляна видна полностью и голос ясно слышен по всей поляне. Поэтому становится понятно каждому, почему Великий хан выбрал именно это место для принятия исторических решений. Одно из них- исторического места у горы Кокшетау называют «Абылай хан алаңы», то есть «площадь Абылай хана». Именно здесь, почти столетие назад, поставив у подножья любимой горы юрту, наслаждаясь чудесной природой, Саг. Кокшетау кен Сейфуллин создавал свой будущий шедевр-поэму «Кокшетау». Воспевая красоту «Кербез Кокше», на основе собранных народных легенд, классик казахской поэзии. С.Сейфуллин создал историческую поэму, одним из главных героев которой является Абылай хан. В окрестностях Кокшетау, с эпохи Абылая до нас дошли и сохранились такие топонимы и гидронимы как: «Ханның Қызыл ағашы», «Ханкөл», «Төре Қызыл ағашы», «Қымызынай», «Оразбұлақ», «Аталықтың ауылы», «Қара қыстақ», «Жұмақай қыстау», «Текекөл», «Жайнақкөл», и другие.

            Архитектурно-исторический комплекс с экспозиционным          залом «Абылай хан ордасы», посвященный великой личности в Казахской истории ХVIII века, является местом паломничества тысячи людей, в том числе и туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

           Источник: Краевед М. Жакупова

Кенесары үңгірі

В северной части Кокшетауского края расположено большое озеро. Берега, его покрыты зеленым покрывалом. Это – ставка великого хана Абылая, а озеро называется – Ханским. В 1802 году здесь, в ставке султана Касыма появился на свет мальчик – Кенесары, потомок великого Абылая.

Кенесары Касымулы — казахский хан, избранный в 1841 году на собрании казахской знати, лидер национального-освободительного движения 1837-47 годов, охватившее весь Казахстан, внук великого Абылай хана и последний из достойных потомков ханов-чингизитов. Хан Кене продолжил борьбу своего отца, Касым-султана, против царской колонизации, строительства российских крепостей и притеснения колонизаторами казахского населения.

Политическое наследие Кенесары сохранилось в памяти народа как его честь, гордость и достоинство. Наследие Кенесары подобно его личной судьбе испытало различные превратности. Им вдохновлялись, но и его же с неумолимой последовательностью пытались вытравить из памяти, совести, сознания народа.

Близ санатория «Окжетпес», с юга от озера Аулиеколь в лесу среди сосен спрятана от людского взора небольшая пещера, названная в честь хана Кенесары Касымова. Пещера имеет удачное расположение – у ее подножья расположен отлогий камень, с выси которого можно наблюдать за всей округой. Сама пещера по форме напоминает юрту, в которой предусмотрен даже дымоход – отверстие вверху пещеры, ведущее наружу. Эта пещера особа знаменита среди туристов тем, что с нею связана легенда о Кенесары.
Когда Кенесары был юным батыром, очень любил со своей дружиной выезжать в бурабайские леса поохотиться на водившихся здесь зверей. Чтобы в ночи не возвращаться в ставку, Кенесары укрывался от ночного мрака и непогоды в пещере. Именно эту историю рассказывает экскурсовод, когда водит по данному маршруту туристов. У пещеры не так давно установили мемориал с начерченной выдержкой из поэмы Магжана Жумабаева:

В эту ночь в пещере среди гор
Задумался Кенесары-хан
О судьбе своего угнетенного народа.

Эта легенда вполне могла оказаться истиной. Ведь Кенесары Касымов, который являлся внуком Абылай хана и сыном Касыма, родился в 1802 году в этом урочище. То, что он любил охоту – это общепризнанный факт. Посему и эта пещера могла служить ему ночлегом в вылазках.

Гора Окжетпес

(Не долетит стрела)

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык — не долетит стрела). Высота ее не пре­вышает трехсот метров над уровнем моря. Она укра­шение берега озера Аулиеколь (Борового). По свиде­тельствам, об этой скале было сложено более шестнад­цати легенд и сказаний. При написании своей широ­ко известной поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живитель­ным источникам народного художественного творче­ства и придал им особый смысл, особое звучание. Ве­ликий поэт казахского народа, мастерски владея сло­вом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала сим­волом любви и верности, женской чести и достоин­ства.

 Наиболее известны в народе три легенды о скале Окжетпес.

1...Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, уби­вали мужчин и детей, брали в полон женщин и деву­шек, уводили их в рабство…

Грозный хан Среднего жуза — Абылай нередко на­казывал обидчиков, давал им понять, что посягатель­ство на Великую Степь, на ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомон­ным, злобным…

Однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сраже­нии трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно — кому отдать плененную юную красавицу калмычку?

Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.

Затянувшийся спор между воинами, претендующи­ми на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой опреде­лить достойного.

Красавица-калмычка прислушалась к мудрому со­вету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоря­ченными джигитами решила по-своему. Она взобра­лась на вершину скалы, у подножия которой располо­жились воины, укрепила свой белый платок на ее вер­шине и сказала:

— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вер­шины горы, за того я выйду замуж!..

Долго соревновались джигиты, много стрел выпу­стили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы кос­нуться своим острым жалом вывешенного белого плат­ка…

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых вои­нов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы…

Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого чело­века. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни — бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое).

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вы­зов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.

Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своен­равной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился Жумбактас — скала — загадка, или как ее еще очень часто называют, — Сфинкс.

Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой… Некоторые же связывают облик этой скалы ни с моло­дой или старой женщиной, а считают ее символом ме­тущейся, беспокойной женской души. И это, если сле­довать легенде, ближе к сути поступка гордой калмыч­ки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера всмотреться на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

  1. Давным-давно это было. Жил-был у озера Боро­вого зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единствен­ную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традици­ям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы ка­лым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в му­жья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.
  • Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, — заявила она отцу.
  • Что ты говоришь? — возмутился бай. — Твоим му­жем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, — сказал он в гневе.

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собра­лись лучшие из лучших. Он сказал им:

— Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины­ скалы, за того я выдам свою единственную дочь.
Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я ска­зал, тому я отрублю голову…

Попытки джигитов оказались напрасными — ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложи­ли свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обра­тилась к отцу:

  • Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.
  • Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, — благосклонно согласился бай.

Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не доле­тела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остано­вила их, она вновь стала просить отца:

—        Отец, — сказала она, — голову Касыма ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касы­му выстрелить еще один раз…

Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.

Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забра­лась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный коло­кольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.

Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:

  • Зачем ты забралась на вершину горы?
  • Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, — ответила она ему…

Помимо этих двух широко известных в народе ле­генд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:

…В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил ог­ромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытал­ся подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вер­шины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине ка­менного утеса, до вершины которого не долетит стре­ла, не всякий путник доберется…

А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.

 До Жекебатыра или позже него, об этом точно ска­зать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был круп­ным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, на­столько же был наделен недюжинной силой. Посколь­ку не было такой живности, которая могла его выдер­жать, он приручил слона.

Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сто­рон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая  аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг тер­пел сокрушительные поражения, а оставшиеся в жи­вых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объе­динились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Ок­жетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пус­тились наутек.

Говорят, батыры бывают простодушными и довер­чивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпеса, выс­ледил его и напал на беспечного батыра тысячами вои­нов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать де­ревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там обра­зовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лу­жайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными — безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами. Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав пос­ледние силы, он громогласно крикнул.

— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смер­тью пленника! Преврати меня в камень!

Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу, так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.

И так объясняют наши предки происхождение вер­шины Окжетпес.

Абылай ханның қызыл ағашы

Местонахождение: Бурабайский район, Акмолинская область.

Краткая информация: По устным народным источникам, в окрестностях Кокшетау находились две площади, связанные с именем Абылая: «Үлкен және Кіші алаңы». Поэтому, есть основания предполагать, что главная площадь Абылая находилась в местности «Ханның Қызыл ағашы», где около двадцати лет назад по предложению кокшетауского  краеведа и основателя музея им. Абылай хана в Бурабае, Амины  Турсынбаевой был установлен гранитный камень, с выгравированными на нем словами акына Магжана Жумабаева:

«Ертеде жел өтпейтін Қызыл Ағаш,

Дариға, бұл күндерде жап-жалаңаш.

Қабірінен әулиенің Алашқа артық,

Ертеде  Абылайға Орда болған ағаш».

Именно на этой площади Абылай хан принимал все необходимые решения для обеспечения независисмости  Казахского ханства, решения о восстановлении территориальной целостности государства.

По легенде, одним из важных решений, которое  принял Абылай хан на этом месте — это поездка с ханом Среднего жуза Абулмамбетом и 120 старшинами в Оренбург для согласия решения о принятии Российского подданства.

Опираясь на своих соратников – народных батыров, таких, как Кабанбай из рода каракерей, Наурызбай из рода шапырашты, Богенбай из рода канжыгалы, Байгазы из рода таракты, Жанибек из рода Шакшак, Малайсары, Баян и многих других, хан Абылай принял решение оказать сопротивление джунгарским войскам находясь именно на этой ставке,   в окрестностях живописного Кокшетау.

Также, в этой местности под названием «Ханның қызыл ағашы», правителем проводились қурылтаи, военные сборы, мобилизации и другие масштабные мероприятия.  Площадь же у восточной части горы Кокшетау называлась «Абылай хан алаңы». Природа этой местности поистине завораживает, поэтому горы Кокшетау вдохновляли  Абылая принимать мудрые решения.

Наряду с топонимом «Ханның Қызыл ағашы»  сохранилось понятие и «Ханның Қызыл үйі»,  подразумевающее собственно ханскую Орду Абылая, расположенную в северо-западном направлении от вышеназванной местности.

Источники: из рассказов народа.

ИсточникКГУ «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия» управления культуры Акмолинской области

Введение